Пьянзин был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 209 (участие в устойчивой вооруженной группе (банде)), ч. 1 ст. 30 и ст. 277 (приготовление к посягательству на жизнь государственного деятеля), ч. 3 ст. 223 (незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств) и ч. 3 ст. 222 (незаконные хранение и перевозка взрывчатых веществ и взрывных устройств) УК РФ.
25 августа 2012 года Илья Пьянзин был экстрадирован с Украины в Россию. В Москве он уже категорически отрицал свою вину в подготовке покушения на Путина, заявляя, что случайно оказался на месте взрыва бомбы в Одессе, во время которого получил различные повреждения.
По версии следствия, Пьянзин, находясь в декабре 2011 года на территории Украины, по предложению Адама Осмаева и Руслана Мадаева вступил в созданную по распоряжению руководителя незаконного вооруженного формирования «Имарат Кавказ» Доку Умарова устойчивую вооруженную группу. Перед ней была поставлена задача совершить покушение на кандидата на должность президента РФ Владимира Путина. Посягательство предполагалось совершить в Москве путем подрыва заминированного автомобиля на пути следования кортежа.
Не покушение, а уроки арабского
Ранее Пьянзин уверял, что на Украине его били, пугали мерами в отношении его родственников, в результате он был вынужден частично признать свою вину. Позже он подал контрразведчикам заявление о том, что признания он сделал «после оказания на него психологического и физического воздействия».
Согласился быть смертником
Эта версия значительно отличается от того, что Пьянзин и Осмаев говорили после задержания. Тогда Илья сообщил, что в Египте к нему и Мадаеву обратился представитель лидера террористической организации «Имират Кавказ» Доку Умарова, который предложил совершить теракты в отношении Владимира Путина и главы Чечни Рамзана Кадырова. Подготовку к преступлениям они должны были пройти в Одессе, где у «Имирата Кавказ» есть своя ячейка. В этом городе молодых людей встретил Адам Осмаев. Сам он заявил, что теракты планировалось осуществить с помощью трех автомобилей, начиненных 200 кг взрывчатки. При этом Мадаев изъявил готовность стать смертником, если такая необходимость возникнет.
В январе 2012 года в одной из квартир в Одессе сработала кустарно изготовленная бомба. Мадаев тогда погиб, Пьянзин получил ранения. Его задержали по «горячим следам», а Осмаева — в феврале. Илья был передан России, а экстрадиции Осмаева помешало соответствующее решение Страсбургского суда. Когда Служба безопасности Украины закончила расследование, то выделила из него материалы в отношении Пьянзина и отправила их в Москву. Осмаева сейчас судят в Одессе. На первых слушаниях он заявил о своей невиновности, а также сообщил, что признательные показания дал под пытками.
Сотрудники ФСБ РФ установили личность представителя Доку Умарова, который встречался с молодыми людьми в Египте. По версии контрразведчиков, им являлся Вахид Эдельгириев. Он родился в 1982 году в Волгоградской области, был знаком с другим уроженцем этого региона – русским ваххабитом Павлом Косолаповым.
В конце 1990-х годов Вахид примкнул к отряду Чингисхана Гишаева (обвинялся в попытке покушения на Рамзана Кадырова в Москве в 2007 году, уничтожен два года назад), где прошел обучение минно-взрывному делу. В январе 2007 года Эдельгириев вместе с 17-ю другими участниками незаконных вооруженных формирований явился в правоохранительные органы Чечни с повинной, благодаря чему остался на свободе. Однако оказалось, что сделал он это лишь для того, чтобы на время легализоваться. Спустя несколько месяцев вместе с подельниками он совершил нападение на местных милиционеров и вновь был объявлен в розыск.