Юридическая комиссия Сейма поддержала поправки к уголовному закону, предложенные Министерством юстиции о том, что дело по факту семейного насилия может быть заведено на основании заявления свидетеля конфликта.
«Предложение, которое внесли в Минюсте предполагает, что в случае, если причинены телесные повреждения, то в этих случаях дело может быть заведено и без свидетелей. Конечно, может расследовать это будет сложно и доказательства не будут собраны, но главное в этом случае, даже если заявления потерпевшего на конкретный момент нет, то можно будет проводить уголовно-процессуальные действия и расследовать преступные деяния. Фактически государство перестанет играть роль страуса — мы ничего не видим, пока нет заявления», - сообщил депутат Андрей Юдин.
То есть для того чтобы дело было заведено достаточно заявления соседа, который слышал как за стенкой буянил не на шутку разъяренный муж. Полиция вправе будет зайти в квартиру, и на месте оценить ситуацию. Впрочем, противники поправок парируют, мол, семейный конфликт – частное дело, и не все хотят выносить сор из избы.
«Да какое это частное дело? Это — уголовное дело. Что мы будем ждать пока «любит и убьет»? Конечно, если потерпевший будет прощать все и говорить, что он просто споткнулся и сломал руку, то такое дело, возможно, и не будет расследоваться. Но все равно вероятность того, что насильник будет наказан — возрастает», - сообщил Юдин.
В случае нанесения тяжких телесных повреждений полиция заводит уголовное дело автоматически. Если же с точки зрения Уголовного Кодекса побои легкие, например, ушибы, ссадины, переломы, для возбуждения дела ныне жертва насилия должна самостоятельно заявить на агрессора.
Но это происходит крайне редко, поскольку пострадавшая сторона и чаще это женщина, бывает попросту запугана обидчиком
«Из-за этого страха — они забирают заявление, потому что им или детям угрожают. Эта манипуляция. Насильник остается насильником и таковым остается, если с ним не работать», - рассказал юрист, специалист по вопросам гендерного права Даце Каваса.
По опыту кризисного центра Марта, женщины, которые все - таки обращались в полицию, нередко сталкиваются с сопротивлением правоохранительных органов, полиция дело заводить не хочет, если нет явных признаков телесных повреждений.
И поэтому, если будут приняты изменения в законе, это позволит на время изолировать агрессора от семьи даже по заявлению свидетеля семейного конфликта.
Источник - lsm.lv