СК также отмечает: общая рыночная доля оштрафованных предприятий в сфере строительства дорог и автомагистралей в период с 2016 по 2018 год была значительной - около одной трети.
О чем говорили в ресторане и теннисном клубе
Как указывает СК, о ценах участники картеля договоривались в основном в устной форме - при личных встречах.
(Отметим от себя: в более ранних картельных скандалах, фигуранты обменивались откровенными электронными сообщениями, которые потом становились доказательствами ценового сговора. Конкретный пример - см. в главе "О чем рассказали е-мейлы дилеров авто". Однако в данном случае такого же не было).
Как минимум две встречи дорожных строителей были организованы в ресторане «32 августа», и в теннисном клубе «"ACB"» в Марупе. Они произошли соответственно в декабре 2016-го года и в январе 2017-го. Обсуждались закупки, которые уже были объявлены на момент встречи, а также тендеры, которые еще только планировались. Речь шла о разделе этих контрактов между фирмами.
В итоге конкуренты полюбовно договорились об участии/неучастии своих фирм в конкретных закупках, об подготовке заявок и ожидаемых победителях, а также об обмене информацией по ценам, которые будут заявлены в ходе тендеров.
Как считают в СК, участники сговора при этом хорошо понимали, что подобные договоренности имеют противоправной характер. Об этом свидетельствует такой штрих: опасаясь прослушивания разговора, в конкретной беседе всплыл такой вопрос: «У вас нет телефона, надеюсь? В машине?».
СК также указывает: на некоторых встречах участники использовали - таблицы (на бумаге) для фиксации разбивки закупок. Использование таких таблиц позволило сторонам легко и прозрачно обеспечить картельный контроль за закупками.
В переговорах участвовало также некое должностное лицо ГАО Latvijas valsts ceļi.
Как ранее сообщалось, у KNAB были подозрения, что в 2017 и 2018 годах представитель ГАО Latvijas valsts ceļi сообщал другим лицам - потенциальным участникам закупок - информацию о планируемых предприятием тендерах в сфере ремонта и обновления дорог. В связи с этим проводились обыски осенью 2019-го года и были задержаны два человека.
Однако на минувшей неделе СК сообщил: оценив роль должностного лица ГАО Latvijas valsts ceļi в запрещенном соглашении, не было найдено доказательств причастности заказчика к поддержке картеля.
Что будет дальше
СК с двумя предприятиями - "A.C.B" и "Strabag", уже заключил мировое соглашение о прекращении разбирательства по делу, так как они согласились с предъявленными фактами и обязались не обжаловать окончательное решение CК. Соглашение предусматривает снижение штрафа на 10%.
Что еще существенно: одно из оштрафованных предприятий - AО "Ceļu pārvalde", в настоящее время проходит процедуру правовой защиты, другое - OOO "Strabag", уже находится в процессе ликвидации, - сообщил Юрис Гайкис.
В свою очередь ГООО "Latvijas valsts ceļi" (LVC) отреагировал на сообщение о дорожном картеле так: предприятие потребует возмещения ущерба у участников ценового сговора. Точные суммы взыскания станут известны после того, как LVC ознакомится с полным решением СК.
О чем рассказали е-мейлы дилеров авто
Важным обоснованием крупного штрафа, наложенного СК на дилеров и импортеров Volkswagen в 2015-м году, была электронная переписка по поводу закупок, в которых они участвовали.
Тогда СК, судя по материалам дела, помогла жалоба одного из дилеров, который подал заявление в Совет по конкуренции. (Он также был участником сговора, но так как выступил в роли заявителя, за информацию получил скидку).
После получения заявления были проведены обыски на предприятиях, изъяты носители данных. Доказательствами, в частности, стали электронные письма: к примеру, один дилер пишет другому, что будет производится закупка (государственная или муниципальная) и он в ней будет участвовать, поэтому просит коллег в ней не заявляться.
Об обороте и суммах дорожных строителей
С учетом ролей в сговоре общая сумма штрафа - 4 451 649,77 евро распределилась так:
"A.C.B" оштрафовано на 2 920 157,18 евро (4,4% от оборота и минус 10 процентов за признание в картельном сговоре), "Strabag" - на 504 533,98 евро (3,3% от оборота и минус 10 процентов за признание в картельном сговоре) и "Ceļu pārvalde" - на 1 026 958,61 евро (3,4% от оборота).
Как сообщил СК, было установлено нарушение части первой статьи 11 Закона о конкуренции и запрета, установленного частью 101 статьи 1-й Договора о функционировании Европейского Союза.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"