На охоту за нарушителями ваш корр. отправляется на трафарированном бусике вместе с тремя стражами правопорядка Леонидом (3 года в полиции), Айваром (стаж полицейского – 2,5 года) и Ренатой (только-только вышла на дежурство, «в поле» работает третий месяц) – мы патрулировали улицы города, но по большой части самое его сердце – Старую Ригу.
Испанские снеговики, консуматорши и россиянин
Выкатываем к Опере и сразу примечаем странную пару. Двое со стороны полностью неадекватно ведущих себя парней: бросаются снегом, ныряют в сугробы, обмотавшись снежными шарфами, изображают из себя какие-то скульптуры, ползают на четвереньках по дорожкам. Бусик резко тормозит, и полицейский, Айвар как старший группы идет прояснять ситуацию. Возвращается с улыбкой и словами «Все в порядке, парни трезвые!»
Оказалось, что парни эти – испанцы. Просто веселые ребята. Сказали, что снег для них – редкость, в их стране такого нет. Приехали в Ригу погостить, а валяние в сугробах – просто баловство. Ну, детство захотелось ребятам вспомнить, что уж такого.
От Оперы полицейский бусик берет курс на ул. Калькю. Наряд ныряет в один из баров и тут же натыкается на молодого человека, сидящего в компании трех девушек лет 20-23.
– Вы в курсе, в каком заведении находитесь? – полицейский Айвар начинает беседу на английском. – Это место пользуется нехорошей славой. Проще говоря, тут обманывают иностранцев. Вы хорошо ознакомились с ценами меню? Давайте посмотрим вместе. Бутылка шампанского, которым вы угощаете девушек, в соседнем магазине обойдётся вам не дороже 7-10 латов. Тут же вы будете обязаны заплатить за нее...
Лицо молодого парня-иностранца резко меняется, улыбка куда-то улетучивается, после чего он хватается за меню и тщательно начинает его изучать. У девушек-консуматорш проверяют паспорта. В поле зрение полиции они раньше не попадали, поэтому их не задерживают.
Ещё одна троица была встречена нами у бара рядом со студенческим хостелем на одной из небольших улочек Старого города. Молодой турок и две спутницы – блондинка и шатенка – с каждой стороны, весело воркующие о чём-то с турком на ломаном английском языке, а между собой обсуждающие дальнейшие планы на чистом русском.
– С документами всё в порядке, спасибо.
Далее полицейский обращается к турку:
– Здесь вас обманут, не ходите в это и ближайшие (перечисляются названия «злачных» для иностранцев мест) заведения. Цены в меню не соответствуют действительности, вас будут пытаться «раскрутить» на самые дорогие напитки. За ночь вы потратите много денег, а если откажетесь платить, для вас всё может закончиться неприятностями. Может, стоит выбрать более приличное место? – иностранец внимательно слушает и обдумывает слова полицейского.
– Девушки, давно занимаетесь таким делом? – Айвар обращается к спутницам турка.
– Да вы что, каким делом, я вообще в этот бар второй раз только иду! – моментально реагирует темноволосая. Блондинка активно ей поддакивает.
Позже, когда мы уже сядем в машину, Айвар прокомментирует ситуацию:
– Видим их тут с англоговорящими туристами постоянно. Каждый раз выворачиваются, придумывают что-то. Да, второй раз она тут, как же. Второй раз за сегодняшнюю ночь, это больше похоже на правду.
– Ой, а пойдёмте лучше в Scandal потанцуем, это рядом! – троица после увещеваний полицейского резко меняет направление и уходит-таки от данного бара прочь. Вроде, ещё одного иностранца «спасли». Надолго ли, не факт, что его не притащат сюда через каких два часа. Иностранцы, они ж доверчивые как дети.
В соседнем баре английский не требуется. Иностранцем оказывается гражданин России. Он сразу благодарит полицейских: «Спасибо, цены видел, где нахожусь, тоже знаю. Со мной все в порядке, не беспокойтесь. С путанами я как-нибудь сам разберусь...»
Пьяная Старушка
Разобравшись с консуматоршами и иностранцами, полицейский экипаж начинает нарезать круги по городу. Потому что в это время года главная проблем Старушки – пьяный местный молодняк. Первый вызов поступает с ул. Марсталю. Пеший патруль запрашивает подмогу. Наш бусик включает мигалки, и через пару минут мы уже на месте.
Задержанным оказывается Эдуард, 20 лет. На выходе из клуба Pussy Lounge сильно ругался с кем-то, активно употребляя матерное слово из четырех букв. Вступил в перебранку с полицейскими, при себе не оказалось документов. Теперь нужно проверять, кто такой. Личность быстро пробивается по компьютеру, на экране которого выскакивает физиономия нарушителя с паспортными данными. Парню выдается на руки протокол, а мы едем дальше.
Малолетка: нарушитель-рекордсмен
Но уже через два часа опять возвращаемся к Pussy Lounge. В этот момент из клуба выходит-вываливается смазливый паренек. Начинаются приставания к курящим рядом с клубом девушкам, зацепки других парней, какие-то мелкие ссоры – обычная ситуация, в принципе. Затем мальчишка начинает плеваться прямо перед камерой полицейской машины, и нервы патрульных не выдерживают. Паренька скручивают и засовывают в «клетку» бусика до выяснения персональных данных, так как документов при себе он не имеет.
Через пару минут тишину в машине оживляет сообщение дежурного по рации: «Артур, 1992 года рождения, 17 лет... Опа! Малолетка, да еще и в таком виде, да еще и что делал в клубе в ночное время? Охранник у дверей клуба только руками разводит: клиент прошел в клуб, предъявив документы. Как оказалось, паспорт он одолжил у более старшего друга.
По прибытии в участок и какое-то время сильно пьяный Артур ведет себя очень спокойно. Сдает вещи, дышит в трубку (2,23 промилле на выдохе!), даже диктует телефон мамы. Но чуть позже пары алкоголя явно начинают бить в голову мальчику.
Предлагает полицейским деньги, чтобы отпустили, демонстративно выложив десятку на стол, начинает ругаться, оскорбляет всех и вся. Через каких полчаса в участке появляется испуганная мама тусовщика (на часах – почти четыре утра). Что тут начинается! Поток мата, не стыдясь матери, льется из парня направо и налево.
Итог: четыре протокола на семью — мелкое хулиганство, нахождение в общественном месте в пьяном виде с оскорблением окружающих, справление нужды в общественном месте и неисполнение родительских обязанностей.
Водители: нарушают и хамят
Проезжая по городу по направлению к Центру, замечаем поворачивающий с улицы Чака на улицу Лачплеша (поворот в этом месте запрещён) «мерс».
– Давай за ним! – слова Айвара звучат решительно.
Водитель Леонид включает сирену с мигалками и мы мчимся догонять нарушителя. В это время Айвар оборачивается ко мне:
– Вообще это не наш профиль, мы не дорожники! Но такая наглость – прямо перед носом полиции повернуть там, где нельзя. Пойду побеседую с водителем, устное предупреждение хоть сделаю.
Через минуту Айвар возвращается с правами в руках и следующими словами:
– Наглый какой этот водитель Александр. А ему объясняю, что он не прав, так огрызаться ещё начал, наезжать на меня. Дескать, «Ну и, что повернул? А если мне надо?» Сейчас отправим запрос, пусть дежурный посмотрит по базе, кто такой этот Александр.
Ответ приходит очень быстро: с правами всё в порядке, но у водителя нет паспорта. Истёк срок годности.
– Ну что, пишем два протокола! Сам виноват, что «попал» на штраф за два нарушения. Смолчал бы и признал свою вину – отделался бы устным предупреждением.
Когда Александру возвращали права и давали протоколы на подпись, он только ехидно усмехнулся в сторону полицейского:
– Орден получишь, слюна, наверно, уже капает!
Что у нас за люди такие: озлобленные какие-то, обвиняют всех, но не себя, а потом и злятся ещё?..
Игорь ИЩУК, Диана СПИРИДОВСКАЯ