Они понимают, что это следствие общей ситуации в стране: «Трудовые договоры не подписывают, но даже если подписывают, все равно в итоге к чему-то привязываются, и получается, что платят в лучшем случае минималку, — комментирует г-жа Милле. — Но уголовный процесс это уж слишком».
Как поработать в Норвегии за свои деньги
— Мы – семья строителей, — говорит Моника. – Я сама была главой строительной фирмы, мой муж строитель, как и оба моих сына. У них свои бригады, они хорошо работали, никогда никаких претензий не было, а работали они по всей Европе.
Но, по словам дамы, с наступлением кризиса строительную фирму пришлось ликвидировать. Сейчас Моника занимается совсем другим бизнесом, а муж и сыновья ищут заказы.
— Ну, какая у нас в Латвии ситуация – известно, — говорит она. – На работу людей нанимают, но стараются не заплатить любым способом. Договоры не подписывают, даже если подписывают, все равно в итоге к чему-то привязываются, и получается, что платят в лучшем случае минималку. Такова реальность.
В общем, когда минувшей осенью муж Моники Эгил получил предложение поработать в Норвегии, оно показалось ему заманчивым.
— Я знала, что на фирму Element Bygg есть жалобы. Поэтому отговаривала Эгила. Но он все равно решил ехать.
По словам Моники, она настаивала, чтобы муж со своей бригадой подписали договор с работодателем. Даже сама составила с юристами текст договора, хотя у фирмы имелись свои бланки.
— Но что-то все время случалось – то у хозяев фирмы дела, то они не успеют, то детей забрать надо.... В общем, договор так и не подписали, зато эти работодатели взяли билеты на паром для строителей. Тем уже как бы и отказаться было неудобно. В итоге сошлись на том, что прямо перед отправкой в порту договор и подпишут.
Но и там почему-то не подписали. В общем, бригада отправилась в Норвегию без договора. Было это перед Новым годом. Уже в норвежских горах людям пришлось 4 дня просидеть без дела – почему-то задержалась машина с материалами. Из-за этого заказ они не успели выполнить в срок. Так что работяги уехали домой, договорившись с работодателем, что потом все закончат и тогда же получат оплату.
Зарплата когда-нибудь потом...
Во второй приезд получилось то же самое. Прежнюю работу закончили, новую начали, но завершить не успели, как надо было уезжать. А с людьми так и не рассчитались.
В общем, по словам Моники, так продолжалось до мая. На работу в Норвегию ездил не только ее муж, но и сыновья со своими бригадами, в которые входили люди, доверявшие Монике еще со времен ее собственной фирмы. Среди них были и строители из Польши. И никому Element Bygg ничего не платил. Иногда, правда, кидали командировочные.
— Но людям пришлось полазить по помойкам, — говорит Моника. – Правда, помойки в Норвегии не такие , как у нас. Просто по вечерам супермаркеты выносят и раскладывают все товары, у которых кончается срок годности.
Всего, по подсчетам Моники, 10 ее знакомым строителям фирма Element Bygg должна 66 000 латов.
И пошли они в Трудовую инспекцию и полицию
По словам Моники, эти работяги – не единственные «кинутые» фирмой. Просто обманутые, как правило, доказать ничего не могут, ибо с ними либо не подписывают договора, либо договор составлен так, что они работают на латвийском объекте. По бумагам, они строили один дом в Марупе. В результате максимум, что им полагается, – это латвийская минималка. Ситуация с родными Моники была несколько иная: даме удалось прижать владельцев фирмы к стенке и заставить подписать два договора – с ее мужем Эгилом и сыном Марисом. Правда, и эти документы не были зарегистрированы в СГД, но с ними хотя бы можно было идти жаловаться.
В итоге в июле члены семьи Моники написали заявления в Трудовую инспекцию и Экономическую полицию и стали ждать результатов. Результаты появились, хотя совсем не такие, как ожидалось.
Аресты и обыск
6 августа ближе к вечеру Моника была у себя дома в Саласпилсе, ее муж вышел из дома, чтобы поехать по своим делам, когда дама услышала с улицы крики.
— Я выскочила на улицу и увидела какие-то машины около нашего дома, мужчина сидит на груди моего мужа, рядом бегает какая-то женщина... Надо сказать, что в этом месте часто случаются аварии. Моя первая мысль была, что произошло ДТП. Например, Эгила сбили и теперь делают искусственное дыхание, или Эгил кого-то задавил и теперь его бьют родные... В общем, я побежала в дом и стала вызывать скорую. А эти люди стали ломиться в дом.
Далее, по словам женщины, странные гости сломали ей электрические ворота, ворвались на участок, стали бить стеклянные двери... Когда они все же попали в дом, ей дали понять, что это полиция, которая наведалась с обыском.
По словам Моники, документов об обыске ей не предъявили, полицейские ходили в штатском, много хамили, ее называли исключительно «сукой», грозили «дать по зубам». В общем, ощущения оказались не из приятных. Но далее пришли те самые владельцы фирмы Element Bygg Райтис Мацанс и Ивар Калнупс. Они требовали вернуть им какие-то инструменты и машину.
Как поняла Моника, эти были те самые инструменты, доверенные работодателями строителям, а также бусик VW Transporter, на котором работяги ездили в Норвегию.
— Это бусик сломался, мы отвезли его в сервис. Я сама даже заплатила за его ремонт 100 латов, — говорит Моника.
Как выяснилось, бусик был зарегистрирован не на фирму Element Bygg, а на другую фирму г-ж Калнупса и Мацанса – Woodlaft. И владельцы фирмы, когда на них стали жаловаться строители, предприняли ответный ход: подали в полицию заявление о вымогательстве. До этого, по словам Моники, все телефонные разговоры, в которых поднималась речь о возврате зарплаты, они записывали. Требование заплатить по договору тут же превратилось в угрозы и вымогательство.
Спорный бусик тут же забрали
По словам Моники, из семейного гаража Ивар Калнупс во время обыска забрал все инструменты, которые посчитал своими. Никаких документов при этом не предъявлял, описи изъятого тоже не было.
— Я даже ему предложила: «Чего мелочиться, вот плита за 800 латов стоит, может, и ее заберешь, скажешь, что Эгил из Норвегии привез?» — горячится дама.
За бусиком вся компания отправилась в автосервис, где он стоял и никто его не прятал.
— Когда машину забрали, мастер только спросил: «Кто же мне за него заплатит?».
Потерпевший: «Ситуация сложная»
Комментарий Ивара Калнупса kriminal.lv в связи с этим делом был таким:
-
— Семья Милле вымогала у меня деньги с угрозами физической расправы. Сейчас этим делом занимается полиция.
О предыстории конфликта и наличии долгов перед Моникой Милле и ее семьей г-н Калнупс не стал говорить:
-
— Да, ситуация непростая, но я думаю, полиция и суд в этом разберутся.
Трудовая инспекция проверяет фирму Element Bygg и заявления семейства Милле. Проверка продлится до 16 ноября.