Если заглянуть в события 2002 года, когда прокуратура по подозрению в реализации наркотических веществ начала уголовный процесс, то обвиняемых было вдвое больше. Это: известные в спортивном мире боксёры Андрей Барабанов (кличка «Барабан») и Владимир Зубрилин («Япончик»), а также их далёкие от спорта приятели – Александр Шелгунов («Шел») и Вадим Величко.
Что примечательно, в затянувшемся на 9 лет судебном разбирательстве двое из обвиняемых «самоликвидировались» — Япончик в 2008 году при туманных обстоятельствах застрелился рижском в тире, а Шел 2 года назад попросту скрылся за границей.
Что касается Барабанова, то за это время в жизни спортсмена произошли такие перемены: сначала он отсидел 2,5 года в Центральной тюрьме, но в конце-концов прокурор Юрий Степанов смягчил обвинение — на пособничество наркоторговцам.
Барабанов давно уже вернулся на ринг и провел там немало удачных боёв. Два месяца назад он стал чемпионом Европы по боксу среди профессионалов. Через несколько дней ему исполнится 33 года...
Как брали «наркобаронов»
19 сентября 2002 года в рижском микрорайоне Саркандаугава в одну из квартир по улице Хапсалас, за которой уже давно была установлена слежка, нагрянули сотрудники 9-го отдела Криминальной полиции Риги совместно с бойцами отряда по борьбе с терроризмом «Омега». В квартире изначально находились трое – Зубрилин, Шелгунов и Величко. По версии обвинения, драгдилеры готовились сбыть наркотики более мелким торгашам.
Вышло так: на кухне как раз кипела фасовочная работа (паковали по дозам метамфетамин), когда Япончика послали выкинуть в мусорник на улице пакеты из-под наркотика. Выйдя из подъезда, он увидел надвигающихся на него полицейских и бросился бежать, но был тут же пойман.
Когда полицейские постучались в квартиру № 4, где сидели остальные наркоторговцы, те запаниковали. И решили избавиться от товара следующим образом: один из мужчин залез на раковину на кухне и начал выбрасывать всё в вентиляционную шахту — и «чеки», и наркоту, и медицинские весы, и даже ключи от квартиры.
Добились они одного: полицейским пришлось беспокоить соседей снизу, вскрывая вентиляционную решетку.
Как взяли Барабанова
В квартире на Хапсалас было обнаружено и изъято 960 граммов метамфетамина и 1000 таблеток МДМА. Иначе говоря, экстази.
Дальше был обыск в квартире на улице Андромедас гатве в Пурвцимемсе (она принадлежала матери Барабанова, но на тот момент пустовала – там шёл ремонт). Во время обыска были изъяты остатки «товара» — 50 граммов метамфетамина и 20 таблеток экстази.
Барабанов неоднократно заявлял в суде – он ничего не знал о махинациях своего друга по боксу. И даже не думал скрываться. Но на первом же судебном заседании в суде Зиемельского района Риги, по мере пресечения, куда он пришёл поддержать спортивного товарища, на него так же надели наручники.
Так он стал четвёртым предполагаемым членом группировки. Далее последовало, как уже сказано, 2,5 года отсидки в Центральной тюрьме.
Итог: боксёр не виновен, обвинение снято
На первых же судебных заседаниях Япончик признался во всех грехах. И что действительно возил наркотики, и что собирался их продавать. При этом он подчеркивал: его друг Барабанов ни о чём не знал.
Затем было долгое судебное разбирательство, в ходе которого дважды менялись судьи и регулярно болели обвиняемые...
На днях Борис Гейманис огласил приговор: Андрея Барабанова оправдать, а Вадима Величко признать виновным, назначив ему 5-летнее условное наказание.
Вчера – 27 сентября – экс-обвиняемые получили полный текст приговора. До этого гособвинитель Степанов решил не подавать апелляционный протест. Дело закрыто.
Чем знаменит боксер Барабанов
Балтийская Лига профессионального бокса аттестует его так:
— чемпион Европы по боксу среди профессионалов UBO (в 12 раундах обошёл грузинского спортсмена Георгия Тевдорашвили) – 29 июля 2011 года;
— чемпион Балтии по боксу среди профессионалов BBU – 2010 год;
— чемпион мира по кикбоксингу среди любителей WPKA – 2000 год, Греция;
— 4-кратный чемпион Латвии по боксу.
Как заявил kriminal.lv сам Барабанов, сейчас он в отличной спортивной форме – почти уже залечил травмы после последнего – чемпионского – боя с грузином. Будет активно тренироваться и дальше, готовясь к важному бою в следующем году.
Но в планах у него через 2-3 года закончить профессиональную карьеру и, возможно, открыть свой собственный клуб, чтобы обучать боксу молодых спортсменов.
О затяжном уголовном деле он вспоминает неохотно, но очень рад, что «судья смог принять мудрое решение». А своего погибшего друга Япончика, втянувшего его в это дело, он уже простил. После того, как побывал у него на похоронах...
Фото — Gladiator.lv