6 Октября 2026 09:13
Новости
  8:23    4.1.2021

Налоги-2021: получателей авторских гонораров ждут изменения

Налоги-2021: получателей авторских гонораров ждут изменения
В первой половине 2021 года для получателей авторских гонораров порядок уплаты налогов не изменится, но с 1 июля 2021 года начнется постепенный переход к практике, при которой они будут платить налоги, как зарегистрированные ведущие хозяйственную деятельность лица, в том числе используя счета для доходов от предпринимательской деятельности.
До 30 июня 2021 года порядок уплаты налогов для получателей гонораров не изменится.

Как поясняется на сайте Службы госдоходов (СГД), в первой половине года выплачивающая гонорар сторона из этого авторского дохода, применяя норму об обоснованных расходах, удерживает подоходный налог с населения (ПНН) в размере 20%. Позже, при подаче годовой декларации, получателю гонорара пересчитают удерживаемый доход в соответствии с прогрессивной шкалой ПНН.

В первой половине 2021 года выплачивающая гонорар сторона из своих средств платит также обязательные взносы социального страхования (VSAOI, соцналог) в размере 5% — на пенсионное страхование. 

В свою очередь получатель гонорара, если размер такого дохода превысит 500 евро в месяц (при условии, что сам получатель при этом не является наемным работником или является, но его зарплата не достигает 500 евро), должен заплатить соцналог с самостоятельно выбранного дохода (но не менее, чем с тех же 500 евро) и подать Службе госдоходов сообщение самозанятого лица. Ставка соцналога для самозанятых с 1 января составляет 31,07%.

При этом с 1 января вступит в силу ряд изменений, которые коснутся и тех, кто работает в сфере культуры. Сам режим патентных платежей отменяется, но сниженные патентные взносы сохраняются (для некоторых групп трудящихся).

Изменения коснутся и плательщиков налога с микропредприятий. С 1 января ставка налога с микропредприятий к обороту до 25 000 евро применяется ставка в 25% вместо прежних 15%. А к обороту, который превысит этот порог, применят ставку в 40%. Распределение этого налога останется прежним: 80% пойдут на обязательные взносы социального страхования, 20% — на подоходный налог с населения. При этом отменяется «потолок» зарплаты работника микропредприятия, который до сих пор составлял 720 евро в месяц. С 1 января 2021-го общества с ограниченной ответственностью (SIA) больше не могут регистрироваться в качестве плательщиков налога с микропредприятий. С 1 же июля использовать этот налоговый режим сможет только сам владелец микропредприятия, а за наемных работников ему придется платить в общем налоговом режиме.

Изменения во втором полугодии

С 1 июля 2021 года изменения ждут получателей авторских гонораров, которые не зарегистрировались в качестве лиц, ведущих хозяйственную деятельность.

Как сообщается на сайте СГД, выплачивающая сторона, если получатель не зарегистрировал хозяйственную деятельность, с 1 июля и до 31 декабря 2021-го с не превышающих 25 000 евро в год гонораров (к которым при этом не применяется норма об обоснованных расходах) будет удерживать налог в размере 25%. Удержанная сумма распределяется следующим образом: 80% — на обязательные взносы социального страхования, 20% — на ПНН.

С гонораров, которые превысят 25 000 евро в год, выплачивающая сторона удержит 40%, которые распределятся так же: 80% — соцналог, 20% — ПНН.

Получатели гонораров могут зарегистрировать в СГД свою хозяйственную деятельность, выбрав способ уплаты налогов — в качестве самозанятого (и платить ПНН и ОВСС), в качестве плательщика налога с микропредприятий или же в качестве обычного коммерческого предприятия.

Регистрация хозяйственной деятельности позволяет применять норму о списании 25% или 50% сумм доходов в условные оправданные издержки и не облагать их подоходным налогом. Либо списывать фактические расходы, возникающие при хозяйственной деятельности (подтверждая их чеками, платежными поручениями и др.). А также — платить соцналог как самозанятому лицу.

При получении авторского гонорара от организаций коллективного управления (например, AKKA/LAA) порядок удержания налога не изменится.

Изменения, связанные с соцналогом

С 1 июля самозанятые лица будут отчислять на пенсионное страхование 10% вместо нынешних 5%.

С 1 июля также будут введены минимальные обязательные взносы социального страхования. Вводится минимальный объект, облагаемый соцвзносами — 1 500 евро в квартал (т.е. три месячных суммы по 500 евро). При доходах до этой суммы самозанятое лицо платит 10%, а если доход сравнялся с суммой минимальной заработной платы либо превысил ее — может по желанию платить соцвзносы и с большего объема доходов (выбранного объекта).

В таком случае взносы начисляются с суммы до 1500 евро за квартал в размере 31,07%, а еще 10% — с разницы между выбранным объектом (он не может быть ниже установленного государством минимального) и фактическим доходом.

Тем получателям авторских гонораров, которые будут платить налоги в режиме переходного периода (налог в размере 25% или 40%, из которого 80% зачисляется как соцналог и 20% — как ПНН), в случаях, если часть авторского вознаграждения, которую следует облагать VSAOI, не достигает установленного минимального уровня, и при этом сам получатель не является еще где-то наемным работником, Госагентство социального страхования рассчитает, сколько не хватает до минимума, и через СГД сообщит, с какой суммы надо будет доплатить 10% для пенсионного страхования.

Самозанятые могут вносить минимальные обязательные взносы социального страхования с фактических доходов (эти доходы могут и не дотягивать до 1500 евро в квартал), если они подали в СГД подтверждение о планируемых доходах: за третий квартал — до 15 июля, за четвертый квартал — до 15 октября. Если подтверждение не представлено, необходимо уплатить полный положенный минимум.

В 2022 году режим переходного периода ликвидируют

С 1 января 2022 года описанный выше переходный период закончится для получателей авторских гонораров. Как поясняет Министерство финансов, если физическое лицо получает гонорар не от организации коллективного управления, а из какого-то другого источника, ему (получателю) придется зарегистрироваться или в качестве плательщика налога с микропредприятий, или в качестве ведущего хозяйственную деятельность лица, которое платит ПНН в общем порядке.

Начиная с 1 января 2022-го плательщикам налога с микропредприятий будет предоставлен выбор — платить налог, как и обычно (т. е. перечислять его самостоятельно на основании квартальной декларации), или же использовать специальный счет для хозяйственной деятельности. Во втором случае все гонорары должны поступать на специальный счет в кредитном учреждении, и само это кредитное учреждение удержит налог с микропредприятий, а получатель избавится от необходимости подавать делкарации.

Если физическое лицо не зарегистрирует хозяйственную деятельность и получит гонорар из источника, который не является организацией коллективного управления, с этого дохода будет удержан и ПНН, и соцналог, как с незарегистрированной хозяйственной деятельности — как с дохода в виде обычной зарплаты.

Что должен знать плательщик авторских гонораров?

Для плательщика гонорара, если это организация коллективного управления, порядок удержания налога в 2021 году не изменится, а сроком уплаты ПНН является 23-е число следующего месяца.

Если плательщик гонорара не является организацией коллективного управления, с 1 июля до 31 декабря 2021-го он, выплачивая гонорар, должен удержать, если получатель авторского вознаграждения не зарегистрировал хозяйственную деятельность, 25% от начисленного (и не применять обоснованные расходы), если сумма гонорара не превышает 25 000 евро в год. 80% удержанной суммы идет на соцналог, 20% — на ПНН. При гонорарах свыше 25 000 евро в год с той части суммы, что превышает 25 тысяч, удерживается налог в 40%.

С 1 июля 2021 года плательщику авторских гонораров больше не надо будет от себя платить соцналог в размере 5%, а заказчику — плательщику гонораров не понадобится больше подавать в СГД сообщения работодателя — надо будет только подавать уведомления о выплаченных физическому лицу суммах в прежнем порядке и уплатить налог до 23-го числа следующего месяца.

Если же получатель гонорара предпочел получать его в качестве дохода от хозяйственной деятельности (т. е. он зарегистрировал свою хозяйственную деятельность в СГД), плательщик авторского гонорара не обязан удерживать налог, и в уведомлении для налоговой службы он эти выплаты автору должен будет декларировать как доход от хозяйственной деятельности. Уведомление следует подавать в Систему электронного декларирования (EDS) до 15 числа следующего месяца, как и до сих пор.

Источник - rus.lsm.lv

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

  • Ударил по лицу и скрылся: полиция разыскивает участника драки в Вецриге

    Центральное управление Муниципальной полиции Риги просит помощи в опознании мужчины, изображенного на фото.
  • Дроны, тахографы и перегруз на 46%: итоги проверок коммерческих авто (фото)

    Государственная полиция сообщает об итогах масштабного рейда на шоссе А6 (Рига — Даугавпилс) в районе Саласпилса. В прошлую среду, 30 сентября проверялись легкие коммерческие грузовики: графики труда и отдыха водителей, смарт-тахографы, «серые» каботажные перевозки и соблюдение правил командирования сотрудников. Итог рейда — 16 дел об административных правонарушениях.
  • Водитель Chrysler попался с фальшивыми правами и нелегалами (фото)

    В субботу, 3 октября 2026 года, в Андрупенской волости Краславского края пограничники совместно с военнослужащими Национальных вооруженных сил (НВС, NBS) задержали гражданина Латвии, который пытался вывезти вглубь страны очередную партию нелегальных мигрантов. Как выяснилось при проверке, нарушитель не только организовал трансфер для иностранцев без виз, но и сел за руль…

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии