Трагедия случилась ровно год назад в маленьком городке Саулкалне Саласпилсской волости. События развивались следующим образом: 20 января в десять часов утра в небольшой продуктовый магазин зашел молодой мужчина весь в черном с надвинутой на глаза шапкой (ныне – обвиняемый Алексей Шаров, 1981 года рождения). Сначала он попытался купить сигареты и продукты в долг. Но не получилось. Тогда он затеял ссору с 60-летней продавщицей Зинаидой Волкович, а потом достал нож и несколько раз ударил им женщину в шею, грудь и руки.
Женщина активно сопротивлялась, пытаясь в первую очередь сохранить имущество магазина, а потом и свою жизнь. Но ей это не удалось. От полученных травм жертва скончалась на месте. После чего убийца вытащил из кармана ее фартука 50 латов (в тот день Зинаида получила пенсию), а из кассы – двадцатку (эта была вся выручка за утро вторника), набрал продуктов и скрылся.
Что говорят свидетели
– Около 15.00 мне позвонил друг и сказал, что моя мать убита. Я вначале не поверил, прибежал в магазин Sato, где мама работала продавщицей больше двух лет. А там полиция, скорая, кровь... Мама была единственным работником — они с хозяйкой магазина работали посменно. Карина очень доверяла маме, она вообще была очень коммуникабельным и отзывчивым человеком, — даже спустя год Алексею тяжело вспоминать о произошедшем.
Все это подтвердила Карина Корушкина, экс-хозяйка магазина:
– Я примчалась в Саулкалне и узнала, что Зиночку убили. Сейчас этого бизнеса у меня нет (магазин-то продолжает работать, но с другими хозяевами), я не смогла работать без такого продавца. У Зинаиды было все, что нужно хорошему работнику: она была чистоплотной, честной, порядочной, отзывчивой. Она даже хлеба могла дать голодному, если видела, что у человека не хватает денег. Доплачивала из своего кармана. После рождения дочери она мне во многом помогала, а когда девочка подросла, она ей всегда то конфетку давала, то еще какую-нибудь сладость. Представляете реакцию моей 4-летней дочери, когда они с дедушкой случайно зашли в магазин после убийства и увидела Зинаиду в луже крови... Она потом еще долго спрашивала, что с тетей Зиной, у нее была тяжелая моральная травма, мы даже водили ее к психологу.
Сложно сказать, на какую сумму было похищено продуктов, но не менее чем на десять латов точно. Мы потом делали инвентуру, но после борьбы со злоумышленником многое в магазине было разбито и раскидано.
Сам же 28-летний убийца свою вину категорически отрицает и виновным себя не считает.
– 20 января 2009 года я был дома в Саулриеши (это около 15 км от места преступления. – Прим. авт.), это может подтвердить моя девушка. Да, минут на десять выходил в магазин, но в Саулкалне никогда не был.
Обвиняемый: «А это точно был я?»
Во время выступления других участников процесса Алексей Шаров выглядел непоколебимым и раздраженным. Переспрашивал у свидетелей, точно ли его видели, придирался к неточным показаниям, но когда судья зачитывала результаты экспертиз и различных следственных экспериментов, явно доказывающих его вину, Шаров смиренно молчал.
Судья Глязере:
– Как вы можете объяснить, что все свидетели указали на вас?
– Возможно, их запугали. С каким умыслом – не знаю. Тем более, моя фотография, по которой они меня опознали, была старой, за несколько лет я изменился. Они могли ошибиться.
– У кого есть интерес вас оговаривать? – пытается найти ответ судья.
– Конкретно не знаю. Может, медаль кто-то из полиции хочет получить или премию.
А под конец, когда обвиняемому была дана возможность высказаться, он и вовсе начал менять свои показания. Сказал, что на него было оказано физическое и моральное давление при допросах, что в деле много неточностей. Что в том числе на него влиял один из сокамерников, который знал об обвинении. Сейчас он полностью отказывается от данных ранее показаний.
Тихая реплика из зала:
– В камере посидишь – многому научат, как говорить...
Слушание дела продолжится завтра, 19 января. Приговор, возможно, будет на следующей неделе.
Диана СПИРИДОВСКАЯ
Игорь ИЩУК