Звездная болезнь в KNAB
— Г-н Вилнитис, расскажите о причинах конфликта, возникшем внутри бюро между вами и Ютой Стрике?
– Как руководитель, который пришел в KNAB "cо стороны", считаю, что блок по борьбе с коррупцией, который возглавляет г-жа Стрике, мог бы работать более эффективно. При тех ресурсах, которые нам выделяются, мы должны направлять в прокуратуру гораздо больше уголовных дел. Например, за последние 9 месяцев их было только четыре.
По словам г-на Вилнитиса, именно недовольство работой отдела Юты Стрике и невыполнение отдельных его распоряжений стало причиной конфликта между начальником KNAB и его заместителем.
– Как начальник я вполне вправе требовать от подчиненных результатов. Но на практике получается, что Юта Стрике просто игнорирует мои распоряжения. Создается впечатление, что она и многие ее подчинённые заболели «звездной болезнью". Они считают себя профессионалами экстра-класса, а меня — ничего не смыслящем в ведении оперативной работы. Однако я довольно долго работал на руководящей должности в крупном полицейском подразделении – Бюро по борьбе с наркотиками, участвовал в создании службы по защите свидетелей. Поэтому прекрасно представляю, сколько уголовных дел может и должен вести один следователь.
Про реформу KNAB: регионалы и восточная граница
— Г-н Вилнитис, недавно премьер-министр Валдис Домбровскис поддержал вашего заместителя Юту Стрике и раскритиковал вашу идею реформировании KNAB с региональными группами. На каком этапе сейчас реформа — и, возможно, она приостановлена?
– Фактически региональная группа уже начала работать по нескольким делам. Нам осталось заполнить одну штатную единицу. Конкретно я надеюсь, что уже скоро появятся первые результаты работы региональной группы. А на всю критику я смогу совсем скоро ответить на заседании сеймовской антикоррупционной комиссии.
— Какие главные задачи будут стоят перед «регионалами»?
– Одной из главных целей новой группы будет восточная граница, а также более строгий контроль за закупками самоуправлений. Практика показывает, что в этих сферах присутствуют большие коррупционные риски.
Про выборы и рекламу
— Г-н Вилнитис, осенью — выборы, и уже промелькнули сообщения, что вы планируете отказаться от финансового контроля за партиями. Действительно ли это означает, что политики получат возможность бесконтрольно тратить деньги на предвыборную агитацию?
– Конечно нет. KNAB продолжит контролировать расходы партий. Наши сотрудники накопили очень большой опыт в этом вопросе. Просто немного поменяется вектор наших усилий. Как свидетельствует наш опыт, перед выборами каждая партия следит за друг другом и даже считает расходы других. Поэтому информация о явном перерасходе к нам попадает сама собой. Партии сами докладывают о нарушениях, которые происходят у их конкурентов.
Однако без проблем посчитать можно только прямые проплаты политических рекламных роликов, статьей и текстов на радио...
Хотя этот вопрос уже не раз поднимался, но он по-прежнему актуален: скрытая реклама. По словам г-на Вилнитиса, выявление случаев скрытой агитации, а также контроль агитации партий со стороны так называемых третьих лиц, будет важной задачей KNAB.
– Например, партию X рекламирует общественная организация Y. Подобная схема с агитацией дает возможность партиям превышать разрешенные предвыборные бюджеты. Конечно если X и Y финансируется из одного источника. Выявить подобные связки и будет самой сложной задачей.
Про Лиго и "Мисс бикини –2005"
— Г-н Вилнитис, некоторые СМИ упрекали вас в том, что заняв должность, вы якобы завели себе секретаршу – «Мисс бикини — 2005» и «Мисс фитнес-модель — 2009» – Риту Элксниню. Некоторые издания даже намекали на возможный служебный роман между вами.
— Подобные сплетни даже комментировать не хочется. У Риты Элкснини есть муж и маленький ребенок. Я тоже женатый и семейный человек. Действительно, я пригласил Риту на работу в KNAB. Но не как секретаря, а как грамотного и перспективного юриста.
— Г-н Вилнитис, как планирует отпраздновать Лиго главный антикоррупционер страны?
– Каждый год я вместе с женой и сыном отправляюсь в деревню к родителям. Они живут в окрестностях Смилтене. Туда же мы с женой приглашаем самых близких людей. Празднуем, как большинство латвийцев: с костром, шашлыками и пивом.