Выяснилось, что дорогие лекарства NovoSeven, которые двум пациентам в год обходились в полмиллиона латов, оплачивало государство. При этом производитель свою лепту не внес, что позволило ему избежать расходов в размере примерно 90 000 латов.
В июле этого года Минздрав начал проверку, чтобы выяснить, какое из учреждений за это отвечает — Центр экономики здравоохранения или Центр расчетов здравоохранения. Сейчас же госсекретарь министерства Риналд Муциньш поясняет: «Никто реально не отвечал за это. Ответственность была поделена». Поэтому Минздрав не станет кого-либо наказывать.
С ноября оба учреждения были объединены в одно — Национальную службу здоровья, в связи с чем Минздрав надеется, что работа улучшится. Госсекретарь признал — история с NovoSeven стала одной из причин, почему было принято решение об объединении.
Немного о механизме
Производимые датской фармацевтической компанией Novo Nordisk лекарства NovoSeven употребляют больные гемофилией, страдающие специфическими проблемами свертываемости крови. Таких в стране трое. Это самые дорогие компенсируемые государством лекарства, входящие в группу С (свыше 3 тысяч латов в год). Их производитель должен покрывать 10% от расходов на лекарства или оплачивать лекарства эквивалентному количеству пациентов.
В случае с NovoSeven государство покупало медикаменты двум пациентам, а производитель — только одному. При этом пациент производителя употреблял очень малое количество медикаментов, а пациенты государства — очень больше. Это и насторожило Минздрав.
Государство платит, производитель — нет
В 2008 и 2009 годах страна за своих двух пациентов заплатила более 430 тысяч латов каждый год, а производитель за своего — 55 500 латов и 86 400 латов соответственно.
В прошлом году Латвия заплатила 585 575 латов, а производитель — ноль.
В первой половине этого года страна снова заплатила 299 522 латов, а производитель — ничего. Пациенту производителя не требовались лекарства, поскольку он находился за рубежом.
Бывший директор Центра экономики здравоохранения (ЦЭЗ) Дайга Бехмане пояснила: если Центр расчетов здравоохранения (ЦРЗ) видел, что пациент не принимал лекарства, надо было им сообщить, чтобы можно было говорить с производителем о других условиях, например, 10%-ной оплате от суммы всех лекарств. Если бы такие условия соблюдались последние полтора года, то выплаты составили бы около 90 тысяч латов. ЦРЗ на это отвечает, что ЦЭЗ мог сам запросить у ЦРЗ эти данные.
Когда в июле Минздрав раскрыл эти странности, производитель сразу предложил на оставшиеся месяцы года 15%-ную скидку на свои лекарства.
В следующем году планируется пересмотреть порядок его соучастия — определить, что производитель из своих средств будет покрывать не менее 10% от общей суммы расходов, необходимой на лекарства, независимо от числа пациентов.