– Два года назад я поняла, что нашей квартире срочно требуется ремонт, – рассказывает Майя. – Пошла в банк и оформила кредит на 2000 евро на два года. И хотя моя зарплата два года назад была точно такой же, как и сейчас (800 евро на руки), я была уверена, что смогу выплатить кредит. Я выплачивала по 126 евро ежемесячно, но заметила, что с каждым месяцем становилось все труднее. Наше правительство регулярно кричит о росте экономики, но я заметила только рост цен. Я стала тратить гораздо больше на продукты и оплату коммунальных счетов, поэтому выплата кредита давалась все труднее и труднее. Через полтора года после оформления кредита и регулярных платежей по нему в моей жизни произошло ЧП, в результате которого я на пару месяцев просрочила платеж. А когда начала вновь платить, меня огорошили сообщением о том, что за два просроченных месяца я должна заплатить чудовищно огромные проценты.
Страусиная политика
И тут Майя, по ее собственным словам, «психанула». Она словно спрятала голову в песок и вообще перестала платить по кредиту. Это была роковая ошибка, так как долг от этого шага, естественно, не исчез, а только вырос. Дело молодой мамы отдали кредиторам, а затем состоялся суд.
– Суд решил, что я должна выплатить банку 2700 евро, и передал мое дело судебному исполнителю, – рассказывает Майя. – Уж не знаю почему, но судебный исполнитель написал мне, что я обязана заплатить уже 3500 евро. Получается, что он берет «сверху» за свою работу 700 евро! Это же огромные деньги! Но это еще не все, что так меня возмущает. Судебный исполнитель наложил запрет на продажу моей машины, а также наложил запрет в Земельной книге на продажу моей квартиры. А она, между прочим, взята в ипотеку, которую я до сих пор не выплатила! Вы понимаете, что это значит? То, что я даже не могу продать имущество, чтобы побыстрее расплатиться по долгам.
Но больше всего читательницу взволновал другой вопрос. На ее банковский счет приходит зарплата в размере 800 евро, еще 11,38 евро Майя ежемесячно получает от Государственного агентства социального страхования (ГАСС) как семейное пособие на ребенка. Судебный исполнитель забирает все деньги на счету, оставляя Майе положенный законом минимум – 380 евро (любому должнику в Латвии обязаны оставить средства, равные минимальной зарплате). Другими словами, исполнитель забирает более 50% доходов Майи.
– Во-первых, пособие в размере 11 евро и 38 центов полагается не мне, а ребенку! Так какое же право имеет судебный исполнитель отнимать эти деньги? – кипятится Майя. – Во-вторых, недавно мне на работе выплатили премию – 120 евро, так судебный исполнитель и эти деньги забрал, то есть он забрал уже 60% от суммы моих доходов. И еще хорошо, что я связалась с отцом ребенка и попросила его не переводить алименты на мой счет, а давать их мне лично, так сказать, на руки! Боюсь, что судебный исполнитель забрал бы и эти деньги тоже! Я несколько раз просила судебного исполнителя не забирать все мои деньги, а забирать в счет долга какой-то определенный процент. Судебный исполнитель согласился с моей просьбой, сказал, что отправит на мою работу запрос о взыскании долга с моей зарплаты. Я слышала, что в таком случае у меня могут взять только 30% от получки. Но запрос так и не был выслан.
Теперь я уже не знаю, что и делать. Из тех 380 евро, что мне оставляет судебный исполнитель, мне надо выплачивать кредит за квартиру, взятую в ипотеку, платить за продукты и по коммунальным платежам. Только по ипотеке я плачу 233 евро. Понятное дело, что оставшихся 147 евро мне не хватает на жизнь, в результате у меня копятся долги по коммунальным платежам. И я понимаю, что погасив один долг, я тут же превращусь в должницу перед домоуправлением, и мне будут капать штрафные проценты. Вот в какой угол загнал меня судебный исполнитель...