Буквально через четыре месяца после данного ДТП культура вождения в Латвии и связанные с ней сферы претерпели глобальные изменения. На смену транспортному страхованию советского времени именуемого «Госстрах» пришло новое, незнакомое и довольно странное для жителей: страхование гражданско-правовой ответственности. «В основном люди беспокоились за свой автомобиль. Об ущербе другим лицам особо не думали. Если мы говорим о больших материальных потерях, то такие вещи решались через суд. Незначительный ущерб старались решить на месте ДТП», - вспоминает член правления «LTAB» Юрис Стенгревиц.
Большой удачей считалось решить дорожный конфликт в зале суда, как правило это касалось действительно больших убытков. Но поцарапать или память бампер суровому водителю на тонированном «Мерседесе» было чревато долгими разборками. Возвращать огромные суммы денег на ремонт люксового авто было не просто, а зачастую нереально. «В то время, пожалуй, самой большой бедой было разбить дорогой автомобиль какого-нибудь криминального авторитета. Деньги на ремонт где-то достать надо. Если денег нет, дело могло закончиться очень плохо», - рассказал «Криминал+» Стенгревиц.
Самое сложное было убедить людей, что ОСТА — это не своеобразный налог, а надежный метод решить спор о возмещении убытков, который урегулирует и покроет страховка. Естественно, при запуске большого проекта не было никакой гарантии и уверенности, что «это все не рухнет». «В начале люди действительно считали это налогом. Нет страховки — будут проблемы с полицией. Но главной задумкой была компенсация ущерба. Людей было сложно переубедить. Не стоит забывать знаменитый крах банка «Балтия», где большинство клиентов потеряли все свои деньги. У людей автоматически тема ОСТА ассоциировалась с обманом. Они думали, что вновь с них возьмут деньги, а система «заглохнет»», - уточнил Стенгревиц.
Латвия оказалась не первой страной, которая ввела страховой полис. Подобное уже несколько лет практиковали в Эстонии и странах ЕС. «Было трудно. Все знали, что такое страховка собственного авто. Люди знали это со времен «Госстраха». О так называемой гражданско-правовой ответственности никто ничего не слышал. Они думали так: у меня мало денег, если я побью кому-то машину, у меня все равно нет средств расплатиться», - пояснил Стенгревиц.
Первого сентября 1997 года система ОСТА была запущена. «Целью было привлечь максимальное количество клиентов. Нужно было собрать достаточное количество средств, чтобы было из чего возмещать ущерб пострадавшим. В связи с этим мы запустили систему заранее. Полис вступал в силу с 1 сентября 1997 года. Торговля началась за три месяца до старта. С такими условиями мы могли гарантировать выплату страхования из фонда», - указал Стенгревиц.
Принцип страхования прижился, а позже потерпел модернизацию. Появилась база данных полисов, затем расширился спектр услуг. К деятельности стали приобщаться частные лица. С течением времени страховые предложения стали более удобными и гибкими для клиентов.