Сейчас все жестко: на заправках при ограблениях расстреливают кассиров, преступники запасаются деталями для изготовления бомб с дистанционным управлением, из тюрем выходят авторитеты, посаженные в лихие 90-е. И при этом идут сокращения в полиции. Тем не менее заказные убийства и разбои продолжают раскрываться.
Начальник Управления уголовных расследований полиции (УУР) ЛР Янис ЛАЗДИНЬШ — мужчина средних лет, крепкого телосложения, с короткой стрижкой. Фотографироваться для прессы категорически отказался: он ведь не только руководит одним из самых больших управлений в Госполиции, но до сих пор лично участвует в оперативной работе. А в ней лишняя засветка ни к чему.
Стреляют по людям все чаще
Это основная тенденция: за последнее время резко выросло количество вооруженных ограблений.
— За шесть месяцев этого года мы уже обезвредили шесть организованных и хорошо вооруженных преступных групп. Совместно с рижскими и районными коллегами наши сотрудники задержали 16 человек. В основном они грабили автозаправки, ломбарды, игровые залы и круглосуточные магазины.
Вот как по наблюдениям УУР выглядит стандартное вооруженное ограбление в Латвии. На дело преступники предпочитают выходить в группе. Чаще всего грабят по трое — двое в масках с оружием в руках непосредственно нападают на объект. Третий грабитель стоит на стреме, а потом после налета на машине обеспечивает безопасный отход группы с места преступления.
— Настораживает тревожная тенденция: на ограбления заправок, игровых залов и других подобных заведений преступники начали брать настоящие боевые стволы. К сожалению, «газовики» постепенно уходят в прошлое. Такое оружие сейчас используют в основном только при уличных налетах.
Когда же есть вероятность встречи с охраной, налетчики предпочитают быть хорошо вооруженными. Боевое оружие берут уже не только для запугивания жертв, но и для оказания сопротивления. В итоге во время вооруженных ограблений все чаще звучат выстрелы.
— Мы ломаем эту опасную тенденцию. Например, рекомендуем ставить всем владельцам сейфы, которые открываются с задержкой по времени. После ввода кода, такое устройство откроется только через какое-то время, которого при налете у преступника просто нет. Плюс наше подразделение резко усилило контроль за нелегальным оборотом оружия.
Дело латвийских «прапоров»
Самым существенным успехом последнего времени начальник УУРа считает обезвреживание целой группы торговцев, которая продавала оружие и амуницию с армейских складов латвийской армии.
— В рамках расследования этого дела мы вместе с военной полицией уже задержали 30 человек. У них изъято порядка 40 новых современных гранат натовского образца, несколько боевых стволов и тысячи патронов.
Главные подозреваемые в этом деле — военные, которые в армии занимали хозяйственные должности. Конкретно они отвечали за сохранность оружия и боеприпасов на армейских складах.
— В принципе, ничего нового наши военные не придумали. Они действовали по схеме, придуманной и откатанной до автоматизма прапорщиками армии Советского Союза. Но наши латвийские нечестные «прапоры» точно так же на стрельбах и учениях списывали большее количество боеприпасов, чем было использовано на самом деле. Оставшийся излишек они реализовывали на черном рынке.
Всего же за полгода оперативники УУРа изъяли: 4 автомата, 2 карабина, 11 пистолетов, 4 охотничьих ружья, 10 000 патронов и 20 кг взрывчатых веществ.
— Вместе со взрывчаткой в рамках некоторых уголовных дел нами были изъяты детали, необходимые для сооружения бомб с таймерами и на дистанционном управлении. Все это значит одно: в каких-то ситуациях наш преступный мир уже готов решать свои вопросы силовыми методами, в том числе взрывами.
Как предугадывают «заказняки»
Кстати, один из изъятых сотрудниками УУРа автоматов чуть не поучаствовал в заказном убийстве. Его купили для решения спора вокруг одного объекта рижской недвижимости. Оперативники скрутили киллера у дома жертвы. До совершения преступления оставалось всего несколько минут.
— Второе предотвращенное нами заказное убийство попыталась сорганизовать жена некоего бизнесмена из Талсинского района. Женщина захотела убить мужа и получить солидное наследство. Третий «заказняк» тоже созрел в семье — зять решил убить свою тещу из-за квартиры на Тейке.
Понятно, что раскрытие этих преступлений стало результатом серьезной работы с агентурой и высокого профессионализма оперативников.
Контроль за рецидивистами
УУР негласно контролирует освободившихся из тюрем за тяжкие и особо тяжкие преступления. Каждый год освобождается по 500–700 таких заключенных. Статистика свидетельствует, что около 70% из них возвращается в криминал. Всплески преступности фиксируются в те годы, когда на свободу выходит большее количество преступников, совершивших тяжкие проступки.
— Информацию о наших подшефных мы начинаем собирать еще в тюрьмах, благодаря нашим коллегам из оперативных частей исправительных заведений. После выхода на свободу контроль за ними ведется уже с помощью нашей агентурной сети. В итоге мы имеем представление, чем дышит каждый из них.
Таким образом удалось быстро вернуть в тюрьму одного из самых известных латвийских рецидивистов Яниса Даугулиса. Напомним, что его посадили за убийство девушки, которую насмерть забили бейсбольной битой. Цель преступления — получение страховки.
— Благодаря подготовительной работе мы уже примерно представляли, в каком направлении думает Даугулис. Это нам сильно помогло в раскрытии последнего убийства.