3 Мая 2024 01:50
Новости
  20:47    30.9.2009

Лато Лапса представляет. Расследование: как в Латвии уничтожали образование

Сегодняшние проблемы не взялись ниоткуда — с момента обретения Латвией независимости и учителя, и ученики пережили множество идиотских реформ «неподходящих» министров.

Одна из реформ начала 90-х затронула всех детей и родителей без исключения. Отвечал за нее Андрис ПИЕБАЛГС, министр образования в правительстве Ивара ГОДМАНИСА, возглавлявший систему образования рекордный срок — целых три года. Вместо привычной пятибалльной системы в школах была введена десятибалльная — идея заключалась в том, чтобы оценить уровень знаний более точно. Сначала оценки по 10-балльной шкале ставили не всем: учащиеся 1-3-х классов вообще жили без оценок, учащиеся 4-9-х классов учились по старой пятибалльной системе, и только старшеклассникам ставили оценки по новой системе. Полностью во всех классах ее ввели только через пару лет. Новшеством стало и то, что детям пришлось учиться на год больше: вместо 11 лет — 12.

И это были только первые, но далеко не единственные реформы в системе образования, для реализации которых, как потом оказалось, почти никогда не хватало ни последовательности, ни продуманных действий. К примеру, только в 1999 году, через семь лет после отказа от оценок в начальной школе, усилия двух министров — Яниса ГАЙГАЛСА и Мариса ВИТОЛСА — увенчались успехом, и Министерство образования и науки наконец смогло разработать единый образец табелей. Однако и он оказался настолько непродуманным, что еще год пролежал на полке.

Первые забастовки учителей

Вопроса о зарплатах учителей ответственные министры и премьеры избегали так долго, как только могли, чаще всего отделываясь общими фразами о предстоящих переменах, которые все приведут в порядок.

Ситуация стала обостряться в мае 1994 года, когда Латвийский профсоюз работников образования и науки провел акцию протеста на Домской площади, заявив, что обещаний правительства повысить зарплаты работников образования на 19-25% недостаточно. Профсоюз потребовал увеличить к середине августа зарплаты учителей до среднего уровня работающих в народном хозяйстве, обеспечить финансовую базу для учреждений образования и сохранить учителям пенсии по выслуге. В противном случае учителя грозились 2 сентября провести забастовку. Ультиматум подействовал, и лидер профсоюза Агрис ОЛМАНИС сообщил, что с правительством достигнута «концептуальная договоренность о дальнейшем развитии системы образования в Латвии». Но денег выделено не было, и 2 сентября забастовка все же состоялась. В ней участвовало 47 000 человек, или почти 90% всех педагогов страны.

Осенью 1994 года ситуация стала еще более драматичной: учителя стали поговаривать о недельной забастовке, потому что официально средняя зарплата по стране тогда составляла 83 лата, а учителя получали меньше 59 латов в месяц. В результате состоялось шествие протеста учителей к зданию Кабинета министров, собравшее около 15 000 человек, которые несли в руках плакаты с гневными лозунгами.

В конце концов учителям пришлось согласиться на обещания правительства обязательно найти деньги для повышения зарплат с 1 марта 1995 года. Но весной они с удивлением обнаружили, что гарантированная правительством зарплата почти у четырех пятых из них ниже прежней, и, по сути, не выполнено ни одного обещания, которые правительство давало во время забастовки. Министру образования Янису ВАЙВАДСУ не оставалось ничего другого, как подать в отставку.

Очередной кризис наступил в конце весны 1999 года, когда тогдашний министр образования Силва ГОЛДЕ, представляющая Народную партию, была вынуждена признать: она надеется, что Закон об образовании будет выполняться и учителя с самой низкой квалификацией с 1 января будущего года станут получать не меньше двух минимальных зарплат. Но оказалось, что и Народная партия способна давать пустые обещания. Андрис ШКЕЛЕ через 3 недели после начала учебного года заявил, что вместо запланированных для учителей 19 млн. латов правительство может выделить только 7, а повышение зарплат будет перенесено с 1 января на 1 сентября.

Но дальше диалог с правительством развивался не как всегда — 16 ноября состоялась забастовка, в которой участвовало свыше 52 000 учителей, через 2 недели — еще одна, за которой последовали и другие акции протеста. Министр образования заявила об отставке. И правительству пришлось дать новые обещания — увеличить зарплаты с 1 марта на «целых» 15 латов.

На смену Народной партии пришло «Новое время», которое под руководством своего лидера Эйнара РЕПШЕ в 2003 году пламенно заверяло, что теперь проблемы учительских зарплат будут полностью разрешены. Но учителей ждал новый сюрприз: оказалось, что в понимании «Нового времени» проблему проще всего решить, на время забыв о нормах закона. Именно ушедшее в отставку правительство Эйнара Репше, в котором на посту министра образования и науки работал Карлис ШАДУРСКИС, не предусмотрело в бюджете этого года средств для повышения зарплат учителям. Более того, в свое время по инициативе Шадурскиса правительство Репше в порядке, предусмотренном 81-й статьей Конституции, внесло изменения в Закон об образовании, тайно отменив норму о повышении зарплат учителям.

Карусель реформ

Дополнительно к болезненному вопросу о зарплатах правительство и министры образования время от времени выступали с планами реформирования других сфер образования и, как правило, почти всегда получалось, что планы эти были крайне непродуманными. Так, принятый еще в 1991 году Закон об образовании предписывал, что за учебу в вузах будет взиматься плата, но воплощать этот принцип в жизнь правительство взялось лишь в 1994 году.

Реформирование высшего образования стало постоянным явлением, хотя и здесь некоторые деятели умудрялись отличиться особо выдающимися планами. В мае 1996 года за долги отключили электричество в главном здании Латвийского университета, но министра образования Петериса ЦИМДИНЬША волновали куда более важные проблемы: в сентябре того же года он заявил о реформе университета, в результате которой вместо 12 факультетов останется всего 3-4 и к нему будут присоединены медицинская и спортивно-педагогическая академии. Правда, министр почему-то забыл проконсультироваться об этих изменениях с самими реформируемыми вузами, поэтому его исторические замыслы, к счастью, закончились ничем.

В новейшей истории Латвии не было почти ни одного министра образования, который, вступая в должность, не заявил бы о более или менее масштабных реформах. Но была одна реформа, браться за которую не хотел ни один министр. Все прекрасно осознавали, что школ и учителей в стране слишком много, а учащихся становится все меньше, но принципиально решать эту проблему опасались. Первая программа оптимизации школ была разработана в 1997 году, и в ней содержался робкий намек на объединение (но не закрытие) малых сельских школ. Годом позже к 1 сентября были закрыты 22 школы, еще через год — 5, еще через два — 11, но единого плана оптимизации как не было, так не было. На этом фоне выделялось лишь столичное самоуправление, разработавшее план оптимизации школьной сети на период до 2005 года. В 1999 году оптимизация школ была включена в правительственную декларацию.

Чем эта оптимизация в итоге закончилась в этом году, мы все хорошо знаем. Знаем и про пикет 1 сентября с запущенными учителями в небо черными шариками. Кто же все-таки виноват? И что, черт возьми, делать?

текст: Лато ЛАПСА, Сандрис МЕТУЗАЛС, Кристине ЯНЧЕВСКА

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

  • СГБ предупреждает об активности скинхедов и леваков: бьют металлистов (2)

    Среди бела дня в самом центре Риги скинхеды нападают на случайных прохожих только потому, что они визуально отличаются или имеют иные от представителей этой субкультуры убеждения. Служба государственной безопасности предупреждает, что в латвийском обществе растут проявления экстремизма, особенно среди молодежи, поэтому родителей призывают обратить внимание на поведение детей.
  • Нападение на полицейского после погони: беглецу дали год

    Департамент уголовных дел Верховного суда (ВС) 25 апреля оставил в силе решение окружного суда, признавшего мужчину виновным в нападении на представителя власти в связи с его законной служебной деятельностью в Огре, и приговорил его к лишению свободы сроком на один год.
  • Страсти по домоуправам: в конфликте за дом жалуются на подделку подписей

    Дом – один, а домоуправов – два. Оказывается, бывает и такое. Причем речь о современном новострое. Жители которого оказались в необычной ситуации. Собственники квартир проголосовали за смену управляющей компании и привели новую, вот только старая не уходит. Дошло до того, что в холле дома жильцов встречают два консьержа. По одному…

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии