«Cервисы и торговцы запчастями, сейчас работают в тени. 95% фирм не платит налогов» — так описывает ситуацию в отрасли президент Латвийской ассоциации уполномоченных автодилеров (LPAA) Андрис Кулбергс.
– В обычную практику входит использование ворованных и б/ушных деталей и повсеместная неуплата налогов. Плюс часто в целях экономии нарушаются технологии ремонта. Машины, восстановленные таким образом, запросто могут стать смертельно опасными не только для их хозяев, но и для всех участников движения .
Стандартная практика: ремонт без чека
По словам г-на Кулбергса, сейчас получить кассовый чек в большей части автомастерских практически невозможно. На PVN пытаются сэкономить не только владельцы сервисов, но и сами автомобилисты. Подобное желание понятно – ремонт сразу становится дешевле на 1/5.
— Но такая экономия вполне может выйти боком для владельца авто. Если появятся претензии по ремонту, то без чека человек ничего не сможет доказать. Многим «сервисменам» тут выгода двойная, потому что по европейским правилам они должны давать годичную гарантию на работу и замененный узел.
По словам Кулбергса, клиенты вообще слабо защищены от возможного произвола со стороны автомастеров. Например, в некоторых сервисах практикуются целые системы по обману несведущих в ремонте людей.
— Недобросовестные мастера не только могут поставить на вашу машину вместо хорошей детали плохую, но и сознательно что-нибудь испортить. Эта поломка произойдет через два дня после первой, и вы опять приедете ремонтироваться. Отсеять подобных нечестных мастеров пока не получается, поскольку в Латвии пока нет единых стандартов по авторемонту. Впрочем, честных и добросовестных сервисменов все-таки гораздо больше, чем плохих.
Смертельно опасная «жестянка»
Отсутствие единых стандартов и слабый контроль за сервисами позволяет механикам выпускать на наши улицы смертельно опасные авто:
— В Латвии и Литве сейчас весьма распространен сверхдоходный бизнес на эксклюзивных авто. Например, за границей по дешевке покупают два вдребезги разбитых Bentley. С помощью сварки из двух кузовов собирается один. Затем его красят и собирают автомобиль до товарного вида. Неспециалист заметить такой ремонт не в состоянии, поэтому такую машину можно продать за очень большие деньги. Но это уже не будет настоящий Bentley, потому что у подобного авто нарушена геометрия кузова. И как он поведет на дороги при больших скоростях, не знает никто.
По утверждению г-на Кулбергса, за подобный ремонт в Германии, Англии и Скандинавии автосервисы просто не возьмутся.
— Авторемонтная отрасль у них находится под очень жестким законодательным контролем. Если по вине сервиса произойдет ДТП с пострадавшими или погибшими, то его владельца ждут не только крупные денежные иски, но и тюрьма.
В Латвии же автомехаников пока никто так жестко не контролирует. Поэтому сервисы идут на всяческие ухищрения для того, чтобы сделать ремонт как можно более дешевым. Сегодня вся структура отрасли заточена на экономию, при этом безопасность водителя — отнюдь не самый важный фактор. По мнению г-на Кулбергса,подобная практика сложилась из-за давления страховых компаний – крупнейших заказчиков автосервисов.
Диктатура страховщиков
По оценкам Латвийской ассоциации уполномоченных автодилеров (практически у всех официальных автодилеров сейчас есть свои фирменные сервисы), в среднем страховые компании тратят около 75 млн латов на покрытие убытков пострадавших в авариях машин.
— Но начисляются эти деньги таким образом, что о не каком качественном и легальном ремонте речь идти не может. Доходит до смешного: некоторые страховщики предлагают ставить на машины детали неизвестного происхождения, которые продаются на интернет-порталах. Но на это пойти авторизированные сервисы пойти не могут, иначе они потеряют лицензия автозаводов.
Но зачастую страховщики предпочитают действовать по-другому – они соблазняют владельцев, пострадавших в аварии авто, наличными деньгами.
— Около 80% владельцев машин сейчас получают денежную страховую премию деньгами прямо на руки. И потом уже сами приступают к ремонту своих машин. Естественно, что они стараются найти самые дешевые предложения и пытаются еще заработать на этой страховке. Но поверьте мне: машина такому ремонту будет не рада, а вы в перспективе расстанется с гораздо большей суммой.
По словам Кулбергса, оригинальный подшипник вполне можно заменить китайским. И таких замен придется делать где-то три в год. В итоге цена на запчасть выйдет близкой к оригинальной, плюс — вы трижды заплатите за работу.
— Сейчас при кузовных работах некоторые сервисы начали применять дешевые химические краски, которые запрещены в ЕС. Наносятся они в холодных и сырых помещениях. Итог: такая краска просто отвалится пластом с вашего капота, крыла и т.д. И еще: эти краски очень ядовиты и серьезно загрязняют экологию.
Что делать?
LPAA разработала пятилетний план по наведению порядка в автоотрасли. Ассоциация уже внедряет единую систему сертификации автосервисов и разрабатывает единые правила по качеству ремонта и обслуживанию клиентов. Позже ее планируют закрепить на законодательном уровне. Кроме того, уже подписано соглашение со Службой госдоходов, с помощью которого планируется убедить автобизнесменов платить налоги.
— Сейчас очень трудно добиться честной конкуренции. Многие устанавливают демпинговые цены, как раз за счет налогов. В отрасли очень большая нелегальная занятость и слишком маленькая официальная зарплата. Мы планируем увеличить ее с 246 латов до 705. Плюс надеемся, что совместными усилиями мы сможем заставить страховщиков выделять разумные деньги на ремонт, который будет не опасен для жизни. Плюс он должен стать полностью безналичным. Тогда станет гораздо меньше маневра для серых и темных операций.
Цифры
100 млн латов налогов только по зарплате не заплатили в бюджет предприятия отрасли.
17,5 лата – себестоимость норма-часа в автосервисе. На практике за счет уклонения от налогов он сейчас гораздо ниже. Обычно 5-10 латов.
50-200% — таков нынешний разброс цен на рынке авторемонта. В развитых странах ЕС этот разброс не более 20%.