Что существенно: эти товары воришки не только тащат с магазинных полок, но и запросто отбирают на улицах, в транспорте — часто с применением грубой физической силы. Одежду, к примеру, могут попросту снять с припозднившихся прохожих. Но: маркетинг есть маркетинг — надо щадить чувства покупателя. Поэтому на секонд-хэнд наводится лоск и одежда продается под видом нового, «только что украденного из магазина товара». А эта рекламная формула, как мы уже рассказывали в первой части , рижанам слух не режет :)
Где покупают и продают краденные IPhone
Краденые мобильники, фотоаппараты, навигаторы и MP3-плейеры легче всего продать на ул. Меркеля — напротив цирка. Именно там, возле круглосуточных ломбардов, обычно крутятся скупщики краденого. «У них за свою технику вы получите на 5-10 латов больше, чем вам придложат в официальном ломбарде», — рассказывает мелкий криминалитет.
При этом знать в лицо скупщиков краденого совсем необязательно. Они сами весьма агрессивно атакуют людей, решивших что-нибудь заложить.
Как только ваш корр. начал подыматься по ступенькам ломбарда, расположенного рядом с привокзальным Msdonald`s, как к нему подлетела полноватая женщина в дорогой дубленке.
— Дорогой, чего сдавать несешь?
— Nokia ЕxpressMusiс. Новую, сенсорную.
— Покажи, в каком она состоянии... Ну, в ломбарде ты за этот мобильник больше полтинника не получишь. Если она не закодирована и в хорошем состоянии, то я дам тебе семидесятник. Больше тебе тут никто не даст, у меня просто на такой аппарат уже клиент есть.
Для справки: в магазинах Nokia 5800 Express Music стоит в районе 200-300 латов. По объявлениям на интернет сайтах за бэушный аппарат просят в районе 90-100 латов.
— Нет, эта труба моей девчонки, поэтому продать не могу. Но у меня часто бывают другие трубки. Какую тебе принести?
Дама в дубленке тут же выдает целый список самых ходовых аппаратов. Оказывается, больше всего ее интересуют мобильники-малоценники LG500 и Samsung D900. За них сразу же дают 35-50 латов. Из дорогих моделей котируется только iPhone – за заблокированный оригинальный аппарат можно получить 60 латов. Полностью рабочая трубка тянет уже на 90-100 Ls.
— Нет iPhone у меня нет. Зато есть Vertu, отдам недорого всего за стольник.
— Vertu не возьму, если он краденный, то его можно выкинуть. Просто я не зная где в Риге можно разблокировать такой дорогиой мобильник. Но кроме трубок, ты можешь нести все —фотики, плейеры, навигаторы. Пятерку-десятку ты у меня за них всегда получишь.
Как оказалось, 90% покупаемых скупщицей мобильников через несколько часов перестают работать. Хозяева аппаратов сразу после кражи блокируют телефоны. Теоретически после этого пользоваться аппаратом в любых сетях становится технически невозможно. Но на практике все обстоит по-другому.
— Почему я за телефон тебе только семидесятник даю? Потому что знаю, что он краденный. Я тебе деньги заплачу, телефон вырубят и мне потом придется его чинить.
Кстати: для подобной починки тут же, в районе ул. Меркеля, работает целый ряд мастерских, которые занимаются раскодировкой подобных аппаратов. Однако для того, чтобы мобильник снова заработал, мастеру нужно выложить порядка 10-20 латов.
В ходе беседы скупщица признается: она старается перекодировать практически все телефоны. В одной мастерской у нее, как у постоянной клиентки, даже есть скидка.
— Мне проблемы с полицией не нужны. Они же по IMEI могут вычислить любой аппарат, а откуда я знаю прошлое аппарата? Вдруг этот мобильник забрали на гоп-стопе или убийстве. Тогда точно проблем с ментами не оберешься.
Рывок вашего мобильника
Чаще всего эти самые ходовые модели мобильников добываются не в магазинах, а на улицах, в общественном транспорте и автомобилях. При этом преступники действуют весьма нагло и дерзко.
Например, часто бывает, что дорогой телефон выхватывают из рук какой-нибудь девушке прямо в общественном транспорте. Обычно «рывок» совершается при подъезде к остановке. Преступник выжидает несколько секунд, дергает трубку и выламывается через уже закрывающиеся двери. Пока жертва попросит водителя остановить транспорт и открыть двери, преступник уже успевает убежать из зоны видимости.
Из машин дорогие мобильники криминалы сейчас воруют вовсю используя сезонный фактор. Пока водитель чистит кузов и стекла от снега, преступник подкрадывается к перспективному автомобилю. Он тихонько открывает двери, берет оставленную водителем на сиденье сумку и также тихонько скрывается.
Одежда: аферы с секонд-хэндом и пуховики Nike
Кроме техники на рижском черном рынке большим спросом пользуется дорогая спортивная одежда. Сейчас самыми популярным товаром стали спортивный пуховики Nike, Adidas и других известных брендов. Уносят эти вещи в основном из магазином сети Sportland, которые находятся практически в любом крупном торговом центре.
За брендовый пуховик или спортивный костюм воры просят не меньше половины официальной цены. Арифметика такая: унес один пуховик — получил на руки 50 латов. При этом преступники находятся в постоянном противостоянии с охраной магазинов.
Если раньше в основном воры для краж дорогих товаров использовали специально сделанные мешки из фольги, которые заглушали пищалки на воротах, то сейчас они резко изменили тактику. Сейчас для того, чтобы не привлекать внимание охраны уже на входе, преступник заходит в магазин без пакетов и сумок. Затем он старается незаметно взять два пуховика и следует с ними в примерочную кабину.
Внутри вор кусачками откусывает пищалки, одевает магазинную куртку под свою, вешает второй пуховик на место и спокойно выходит из магазина. Самые продвинутые уже начали использовать для снятия сигнализаций специальные мощные магниты. И вот, спустя всего пару часов, эта одежда уже оказывается проданой на Центральном рынке.
Напоследок отметим такой занятный парадокс: некоторые воришки, с учетом кризиса и ренессанса рынков, уже... перестали воровать. А зачем? Они просто обманывают клиентов. В секонд-хэндах они подешевке скупают все те же пуховики, кожанные куртки и др. Затем одежду подвергают предпродажной подготовке – чистят, гладят и опять несут на рынок.
А дальше — немного маркетинга. Экс-воры выдают одежду, купленную за несколько латов, за новую и продают ее в два раза дороже. Если клиент замечает какой-нибудь изъян, то это все списывается на заводской брак. Далее делается небольшая скидка, и товар все равно забирается.
Вместо морали
Не проще ли самим сходить в секонд-хэнд?
P.S. В дискуссии о ценах на паленые мобильники, комментаторы kriminal.lv указывают: "Сейчас NOKIA 5800 в интернет-магазине стоит 159 латов". Однако даже беглый просмотр страниц интернет-магазинов показывает: при такой цене мобильники, как правило, "привязанные" — то есть, продаются сразу с подключением. Обычная же цена — 226 латов (http://rus.neostore.lv/item/NS-00045567/).