Путь бегства этого сотрудника КГБ в 1992 году пролегал через столицу Латвии: он пронес в своем белье в Британское посольство в Риге сведения о тайниках с оружием и агентах. Среди оказалась и советская разведчица латышского происхождения, позже назаванная Красной бабушкой - Мелита Норвуд.
Дама оказалась кремень: после разоблачения она заявила, что ни о чем не жалеет, так как думала, что её помощь поможет сохранить государство пролетариата от империалистических оков. И подчеркнула: она поступила бы так же, если бы снова оказалась перед выбором.
Вечно пьяные британские агенты
Итак, Черчилевский архивный центр в Кембридже открыл для публики 19 из 33 ящиков с документами, переданными в 1992 году британской разведке бывшим сотрудником КГБ Василием Митрохиным. ФБР называет архив майора Митрохина "самыми полными и обширными разведданными, когда-либо полученными из какого-либо источника».
В них исследователи нашли и ещё надеются найти немало интересного. В частности, в материалах говорится о «вечно пьяных» британских агентах. Речь идёт о двух сотрудниках MI5 и информаторах КГБ, которых называли Гай Берджесс и Дональд Маклин. Отмечается, что они постоянно находились «под воздействием алкоголя» и могли раскрыть себя. Упоминается и такое ЧП: однажды Берджесс при выходе из паба уронил один из секретных документов...
В документах, переданных Митрохиным, имеется и такое сообщение: Комитет госбезопасности СССР следил в 1970-х годах за польским кардиналом, впоследствии ставшим римским папой Иоанном Павлом II, а также о местах расположения складов оружия в Восточной Европе.
Как ему удалось вывести архив
В период с 1972 под 1984 год архивариусу Митрохину было поручено готовить архив документов внешней разведки для перевозки в новое здание в Москве.
За этот период Митрохин сумел собственноручно переписал большую часть документов, а копии спрятал на своей даче.
В 1992 году он ночным поездом приехал в Ригу, взяв с собой часть копий. И сначала попытался получить политическое убежище в посольстве США в Риге. Однако получил отказ: ФБР тогда и так с большим трудом справлялось с сотнями русских эмигрантов, которые пытались попасть на Запад. Архивариусу ответили, что не слишком в нем заинтересованы.
Тогда Митрохин направился в британское посольство, где ему все же дали политическое убежище.
«Те, кто его видел, говорят, что он выглядел, как бомж. А документы, которые, по сути, являются одним из ценнейших трофеев в британской истории, он спрятал за пазухой в своем грязном нижнем белье», – отмечает Daily Mail.
Всего Митрохин передал британцам 6 чемоданов с записками и откопированными архивными материалами, которые проливали свет на разведдетяльность КГБ во время Холодной войны. В благодарность Британская служба внешней разведки обеспечила ему убежище с семьей. Умер Митрохин в 2004 году.
Разведчица из Латвии
"Архив Митрохина" помог в Лондоне раскрыть "самую важную советскую шпионку" - Мелиту Норвуд, которая в течение 40 лет работала под псевдонимом Хола, передавая информацию в Советский Союз.
Норвуд в 1937 году завербовал корреспондент ТАСС Родштейн. Девичья фамилия разведчицы была Зирнис: её мать была англичанка, а отец - латыш Александр Зирнис, один из самых влиятельных британских коммунистов того времени.
Эта дама, как секретарь Британской ассоциации по исследованиям в области цветных металлов (исследовательской организации, имевшей тесные связи с британской военной промышленностью) имела широкий доступ к секретным материалам, которые десятилетиями передавала в Москву.
НКВД завербовал ее в 1937 году по рекомендации тогдашнего руководства Коммунистической партии Великобритании. По некоторым данным, многие в КГБ ценили Мелиту Норвуд выше, чем даже самого известного советского шпиона в Британии Кима Филби. Тем не менее, кроме ордена Трудового Красного Знамени, которым она была награждена в 1968 году, Мелита Норвуд почти ничего не получила от Москвы. В 1962 году ей была назначена пожизненная пенсия в размере £20, которую ей, впрочем, выплачивали лишь до 1973 года.
О том, что Мелита Норвуд работала на КГБ, британские газеты сообщили лишь в 1999 году, когда женщине было уже 87 лет. Генеральный прокурор счел арест и суд над Мелитой Норвуд неуместными, и ей так и не были предъявлены официальные обвинения.
В британской прессе даму стали называть "Красная бабушка". Эта железная леди пережила своего разоблачителя Василия Митрохина на год и умерла в 2005 году в возрасте 93 лет.
В своем интервью газете The Times, онга заявила, что ни о чем не жалеет, так как думала, что её успехи сохранят государство пролетариата от империалистических оков. И подчеркнула: она поступила бы так же, если бы снова оказалась перед выбором.
Оружейные схроны в Европе
Но "архив Митрохина" не ограничивается агентами. Как выяснилось, в документах имеются и подробные описания тайников с оружием КГБ времен холодной войны, разбросанных по всей Европе.
Так, описывая один из тайников близ Берна, Митрохин упомянул направление «в сторону церкви возле фермы» и добавил, что, «пройдя 36 шагов, вы окажетесь между двумя большими раскидистыми деревьями, расстояние между деревьями три шага, сектор между деревьями».
Другая запись касается обезвреживания одного из тайников с взрывчаткой под названием «Молния». «Выкапывая контейнер из земли, старайтесь случайно не нажать на рукоятку. Рукоятку надо повернуть, наклонить контейнер и вытащить его – только тогда взрывчатое вещество будет обезврежено».
Профессор Эндрю, друг Митрохина и специалист по истории разведывательных служб, считает, что многие из тайников не найдены и по сей день. Однако для «охотников за сокровищами», которые хотели бы непосредственно прикоснуться к истории, Эндрю заявил, что, «конечно, их нелегко будет найти сегодня, и вряд ли оружие будет пригодно».