Это уже не первый раз, когда Райтис Кононов выступает в СМИ с громкими разоблачениями. Так, во время суда над Кононовым по подозрению в причастности к убийству начальника лудзенской СГД Вячеслава Лисцова, он сделал громкое заявление: «Дело против меня сфабриковало Бюро по защите Сатверсме» (см. «Убийство Лисцова и «крыша от БЗС»). Естественно, оставить это утверждение без внимания было никак нельзя. И тогда на разговор к Коню потянулись депутаты и журналисты. Однако разоблачения тогда остались без последствий — упомянутые должностные лица попросту опровергли обвинения.
Скорее всего, нечто подобное произойдет и на этот раз. Во всяком случае Владимир Вашкевич после разоблачений Кононова весной прошлого года просто пожал плечами. «Мы с ним боролись довольно долго, у него есть за что нас не любить».
50 евро с коробки сигарет
На этот раз Райтис Кононов рассказал о схемах контактов контрабандистов и должностных лиц порталу pietiek.com.
По его словам, чтобы начать заниматься контрабандой, нужно договориться со специальными людьми.
— Договаривайся, сколько будешь платить. Они тебе скажут, сколько нужно платить, к примеру, с одной коробки. На чем будешь ездить? На маленькой машинке? Тогда вези одну-две коробки. Так выживают деревенские. Но их, в принципе, уничтожают. Тут работают покрупнее.
Главный контрабандный путь ведет в Зилупе.
— Контролирует его такой Аугустинович. Он заместитель. Недавно был пойман на взяточничестве. Полиция безопасности его за руку поймала. Записала, сняла, схватила, а ему все равно дали какой-то срок в Резекненском окружном суде, а в Риге оправдали. Прямо за руку взяли, по нескольким эпизодам. А все равно оправдали. Каким образом? А теперь назад вернули, заплатили компенсацию, и он тут контролирует таможню. Он определяет, кому можно ехать, а кому нет.
По словам Кононова, такса с каждого ящика сигарет — 50 евро. Они отправляются Аугустиновичу, который распределяет дальше.
О Криминальном управлении таможни
В ответ на вопрос, как связан с контрабандой экс-таможенный чиновник Владимир Вашкевич, Кононов напоминает: именно Вашкевич создал Криминальное управление таможни.
— Что это за структура? Это личная карманная структура Вашкевича. Она создана для того, чтобы он мог рассчитаться с... Он, его друзья, его команда с другими бизнесменами. Они Криминальное управление таможни создали для себя. И по сей день продолжают. (...) Каким образом? Всю контрабанду контролируют они. Где вы видели, чтобы таможня контрабанду ловила?
При этом перехваченные грузы, которыми гордятся борцы с контрабандой, даже контрабандой назвать трудно.
— Все, что они ловят за год, это часовая поездка. Это не контрабанда. Ее никто не ловит. И не будет ловить. Неправильно исполнительная власть работает, вы поймите. К контрабанде приставлено 5-6 структур. И все хотят денег. Вот и появляются взяточники. Появляется коррупция. Есть таможня, пусть она отвечает за контрабанду, а не какие-то пограничники. Это же абсурд. В России все уже разложено по полочкам, чтобы было с кого спрашивать. А так – пограничники отвечают, таможня отвечает, Криминальное управление таможни, Криминальное управление погранохраны и в Риге еще 5 структур. А с кого спрашивать? Не с кого спрашивать. Премьер-министр вызывает, что происходит, почему в казну не идут деньги с сигарет. Но спросить не с кого. Пять структур премьеру по ушам ездят.
На вопрос, кто именно провозит контрабанду в Латвию, Кононов отвечает так:
— Это зависит от конкретной структуры. С примеру, СГД и пограничники. Они сами возят. И хорошими партиями. Везут по 5-7 полных фур в неделю. Каждая структура. Это и тут продается, и в другие страны идет.
— Тут недавно показывали, как накрыли какой-то гараж. Они сами в него накидали когда-то конфискованного, сняли и показали. Сам видел: Бурийс стоял у контейнера, который как бы в порту поймали с левыми сигаретами. Они даже не были произведены на фабрике. Подпольный завод. Я все смотрю, все знаю, вижу.... Просто не о чем говорить. Разве такой бардак может быть в стране? (...) Это Криминальное управление таможни стране на*** не нужно. Они только списывают деньги как оперативные. Вашкевич тоже просил 200 000. Не знаю, дал, не дал, их отпустили. Только потому арестовали, а не из-за контрабанды. Уже два года дела, а обвинения не знаю где.
По словам Кононова, с мелкими контрабандистами, которые везут несколько коробок, борются ненормально.
— Этим пограничники занимаются. Там есть такой Савицкис. Всю жизнь, сколько он тут работает, все ему платят. По 20 латов с коробки. Он стоял и деньги собирал. Есть еще Наглис. Такая группировка у них там. Прямо в ночь на субботу 16 машин прошли у Савицкиса. Кто их ловит? 16 машин полных до крыши... Но это Савицкис. Криминальное управление погранохраны. Лудзенское. Как на смену выходит, идут машины. Другие туда не ездят. Скольких там посадили. С вертолетом Савицкис брал. Бусик Mercedes, было в газете. Шофера взяли, а так все кончилось хорошо.
Топливо гонят по «железке»
При этом топливо, по словам Кононова, в Зилупе нет.
— Топливо идет по железной дороге. Ее СГД контролирует, Криминальное управление таможни.
— Бурийс говорит: парни, нужны результаты. Вот там, в Даугавпилсе, результат. Но все это так себе результаты. Реальных нет, не было и никогда не будет. Если на таможне зарплата будет 500 латов, а я ему предложу 20 000 за две минуты риска. Или 50 000. Какая разница? Конечно же, он рискнет, — сказал Кононов.
— Тот же Савицкис из пограничников. Я говорю про Лудзу. Он связан с российской разведкой. Там начальник — Данской. Я его лично знаю. Он по ту сторону организует контрабанду с машинами, армией. Так называемая зеленка. Зеленая полоса. Я туда пойти не могу… Туда въезжает только Криминальное управление таможни. Они там получают товар и провозят сюда. У Савицкиса под Лудзой склад, обложенный сенсорами. Там все хорошо. Они «по тревоге» поднимают вертолет, но он летит не туда, где они едут, а в сторону Балтинавы, бл***, ловит что-то непонятное. Мобильной группе еще дают дезинформацию. Насчет Савицкиса я конкретно знаю. Я за свои слова могу ответить. Теперь рулят пограничники. Таможенников задвинули. Если хочешь что-то делать, говорить надо с погранцами. С Савицкисом, — добавил Кононов.
Марьян Бурийс: «Возможно, обращусь в суд»
Экс-глава Криминального управления таможни СГД Марьян Бурийс, переведенный месяц назад на должность директора Управления по взысканию долгов, так прокомментировал kriminal.lv выступление Кононова:
— Этот человек известен своими преступными действиями. Если он хочет к себе привлечь внимание такими интервью, — это его проблема. Я рассмотрю возможность обратиться против него в гражданском порядке за клевету. Никакой контрабанды я не прикрываю. Наоборот, моя позиция в борьбе с контрабандой была очень жесткая. Может быть, именно поэтому я потерял должность в Криминальном управлении таможни.
Напомним, ранее, когда речь шла о возможной реорганизации Криминального управления таможни СГД, Марьян Бурий заявлял, что под прикрытием необходимости экономии средств и бюджетной консолидации могут быть приняты решения, которые фактически лишат таможню возможностей эффективно бороться с контрабандой.
Погранохрана: «Он мог назвать любые фамилии»
Представитель Государственной погранохраны Евгения Позняка заявила прессе, что данному ведомству нечего комментировать в словах Райтиса Кононова.
— Возможно, таким образом он пытается повлиять на уголовный процесс, начатый против него.
По словам г-жи Позняки, проверки «по мотивам» этого интервью начаты не будут.
— Кононов не рассказывал о конкретных фактах, а фамилии мог называть любые.
Убийство Лисцова и «крыша от БЗС»
Начальника лудзенской СГД Вячеслава Лисцова застрелили утром 14 июня 2001 года по пути на работу.
Первоначально по подозрению в причастности к убийству задержали Райтиса Кононова. В деле имелись свидетельства о громком конфликте между ним и покойным Лисцовым.
Однако в итоге Кононова осудили лишь за нелегальное приобретение пистолета, из которого было совершено убийство. За это он получил 7 лет.
Но процесс, тем не менее, получился громким, ибо Кононов заявил: «Дело против меня сфабриковало Бюро по защите Сатверсме».
В частности Кононов рассказал: БЗС отстаивает интересы контрабандистов, а шеф бюро Лайнис Камалдиньш (который тогда руководил бюро) лично крышует латвийскую контрабанду. Все его, Кононова, стычки и разногласия с бюро начались именно тогда, когда у Коня появились интересы в России и он отказался делить свою прибыль на две части — себе и подопечным Камалдиньша.
— Бюро по защите Сатверсме отстаивает интересы контрабандистов. Они работают со всеми крупными контрабандистами — скажем, там, где нефть. Прикрывают все, работают 50 на 50. Раньше я встречался с самим Камалдиньшем, мы платили ему и его сотруднику Бабрису.
В ответ на это тогдашний директор Бюро по защите Сатверсме Лайнис Камалдиньш сообщил нам следующее:
— Я никогда не встречался с Райтисом Кононовым. Однако он оказался в тюрьме при участии нашей службы, поэтому у него есть все основания сводить с нами счеты. Из-за этого, я думаю, он и дает подобные интервью. Буду ли я судиться? Не думаю. Я считаю, что незачем делать рекламу простому уголовнику.
По мнению г-на Камалдиньша, интервью Кононова против него нужно расценивать как простую попытку отомстить спецслужбам. А заодно и помочь себе — ведь он дал это интервью как раз, когда ждал вердикта суда...
Для справки
Райтис Кононов находится под следствием в рамках уголовного процесса о контрабанде сигарет. Данный процесс был начат 24 октября 2010 года, после того как в одной из грузовых машин на КПП Гребнево таможенники обнаружили и изъяли груз с 6,5 млн нелегальных сигарет.
Кононов также находится под судом за торговлю местами в очередях на границе. Всего в рамках этого дела на скамье подсудимых оказались 25 человек — среди них 15 пограничников, один таможенник и один дорожный полицейский.