При взгляде на ситуацию со стороны напрашиваются невольные параллели с увольнением бывшего начальника KNAB Нормунда Вилнитиса – в его падении в 2010 г. тоже была замешана Стрике, и риторика премьер-министра тогда тоже была направлена против него и в защиту его заместителей. Может, правящей коалиции просто удобно видеть в роли начальника бюро фигуру статическую, которая ничего не решает, зиц-председателя – чтобы всем механизмом борьбы с коррупцией закулисно управляли другие люди?..
Начальник KNAB Ярослав Стрельчонок считает, что подчиненные намеренно стараются выставить его в неприглядном свете.
«Во время моего отсутствия на основании анонимного заявления было возбуждено дисциплинарное дело в отношении руководителя финансового отдела. Это всё было сделано за полтора часа. В 8.30 была созвана комиссия по этике, в 9.50 Госканцелярия получила документы – и уже в 10 часов утра мне звонят ваши коллеги с радио. Разве это не показатель, чтобы сделать всё публично, разнести и сделать из руководителя некомпетентного козла отпущения. Где здесь честность, открытость и мораль? В каком ещё учреждении высшие должностные лица выступают в защиту заместителя его начальника? Есть конкретные претензии, они основаны на фактах. Это вызывает у меня вопрос о независимости моего заместителя», — цитирует слова Стрельчонка Латвийскому радио портал Lsm.lv.
Однако тактика действий против Стрельчонка отличается от той, что была использована против Вилнитиса. Если на того сразу завели дисциплинарное дело и созвали комиссию для оценки его соответствия должности, то теперь, как известно, решено создать рабочую группу и зайти со стороны законодательства: нужно, мол, определить более четко должностные обязанности каждого начальника и чиновника в KNAB.
Устами генпрокурора Калнмейера государство объявило: в настоящее время нет нужды в реструктуризации или разделе KNAB, поскольку «работы учреждения это никак не улучшит». Улучшит, видимо, описание компетенции каждого должностного лица в бюро?
На просьбу радиожурналистов прокомментировать факт создания рабочей группы Стрельчонок признал, что еще не видел текста решения. Начальник KNAB сказал, что считает такой шаг вмешательством во внутренние дела бюро, но оспаривать его не будет и предоставит проверяющим всю нужную информацию. На радио он снова подчеркнул, что скандал раздули люди, чья работа в антикоррупционном бюро по заслугам была оценена невысоко. Нарушения, в которых Стрельчонок недавно упрекал Стрике, несколько походят на саботаж.
«Отмена моих решений, ситуация, когда не был уволен не прошедший испытательный срок сотрудник, систематическое невыполнение своих обязанностей госпожой Дравниеце, которая неоднократно оспаривала решения бюро, выступая в роли адвоката лиц, совершивших нарушение, — перечислил он. — Как я могу смотреть в глаза своим сотрудникам и общественности, когда в бюро на крайне ответственную должность следователя, которая больше всего подвержена рискам, принимается человек без проверочного срока и на максимальную зарплату?».