Согласно исследованию Еврокомиссии, каждый год в странах Евросоюза продаются свыше полумиллиона собак, большая часть из них — больные, без прививок, с поддельными документами или вовсе без них. Даже если предположить, что за породистого щенка в среднем берут — 500 евро, это 250 миллионов в год. Речь идет об организованной, международной преступности. Нередко щенки и котята приезжают из третьих стран — Беларуси, России, Украины. А легализуют их в том числе в Латвии: здесь легко и быстро нелегала можно превратить в гражданина Евросоюза — сделать чип и паспорт. В Продовольственно-ветеринарной службе «Личному делу» говорят: о проблеме знают, но за руку поймать не могут.
Зима 2020-го. На белорусском интернет-портале, как две капли воды похожем на латвийский ss.com, находят щенка — померанский шпиц. Цена 350 евро, в 2-3 дешевле, чем в Латвии. Журналисты его покупают. Дальше им дают контакты курьера — специального человека, который перевезет щенка через границу. Курьеры ездят регулярно, за одну «ходку» везут целую партию малышей, иногда пометами.
Купленный журналистами щенок — чистой воды контрабанда: ему всего 2 месяца, без единой прививки, чипа и документов — это нарушение закона. До последнего журналисты не знают, через какую границу поедет курьер — в самый последний момент везти через Польшу. Чтобы пройти границу, шпицу клеят чужой чип.
Белорусский нелегал очень просто становится гражданином Евросоюза: в Латвии в любой ветеринарной клинике без лишних вопросов ему вживляют чип и оформляют европейский паспорт.
Дальше таких щенков везут в богатые европейские страны — уже другие курьеры, или продают в Латвии на портале ss.com. Но продают как местного — о настоящем происхождении щенка покупателям не сообщают. В итоге человек покупает не чистокровную собаку, а кота в мешке. Возможно, с генетическими заболеваниями.
Купленный журналистами щенок тоже серьезно болен — об этом узнают летом. Выхода два: или усыплять сразу, или дорогостоящая операция с высоким риском смерти во время или после манипуляции. Программа принимает решение бороться за жизнь питомца.
Всю информацию, полученную во время журналистского расследования, передали Продовольственно-ветеринарной службе. Но пришел ответ: служба не ведет оперативных и следственных действий — у нее нет ни ресурсов, ни функций, ни прав допрашивать людей, которые, возможно, связаны с нелегальной международной торговлей. Инспекторы ПВС ветврачи, а не следователи.
При этом борьба с нелегальными заводчиками вовсю идет в Литве. Одну за другой накрывают незаконные фермы, изъяты полторы сотни собак. Литовцам удается договориться с местным крупным порталом объявлений: продавать животных смогут только идентифицированные заводчики или торговцы. Они будут обязаны указывать регистрационный номер или номер ветеринарного разрешения, выданный службой. Также надо будет указывать номер чипа животного, данные о вакцинации против бешенства, и страну, где питомец родился.
Источник - rus.lsm.lv