Страницы:
Квартиру в счет долгов
– Ходили мы недавно к семейному врачу. На приеме бабушка наша сказала, что ни в какие клубы ей больше вступать не хочется, что ей стыдно и вообще она принимает антидепрессанты. Врач залез в компьютер, а никаких антидепрессантов ей никто не выписывал. Она как будто зомбирована на одну цель – брать деньги. Люди давали ей по 4500 евро, одна женщина как раз дачу продала и отдала 12 000 евро. Там такие суммы! Как люди могут давать такие в долг? Стошку-то до зарплаты проблемно занять, а тут тысячи евро! – недоумевает Михаил.
Семья связалась с кредиторами и организовала встречу. Не все смогли прийти, но на этой встрече, по словам мужчины, казалось, что в голове у пенсионерки что-то перевернулось, и она осознала всю тяжесть своего положения. Страх потерять за долги квартиру был настолько сильным, что Любовь Ивановна обещала больше никогда никому деньги не отправлять и прекратить общение с мошенниками.
Однако потом она снова стала просить денег у семьи. Клялась, что в последний раз, иначе всем им может стать плохо. Руки грозилась на себя наложить. Любые здравомыслящие разговоры на эту тему не заканчивались ничем.
– Даже если мы продаем квартиру, нас это не спасает. Квартира в залоге у банка под другую квартиру. Когда брался кредит, цена на жилье была другая. Получается, если мы продаем квартиру, банк забирает эти деньги в счет погашения долга по нынешним ценам, а у нас ничего не остается кредиторам раздавать, – констатирует Михаил. – Мы обращались в полицию, но они ничего сделать не могут, потому что нет возможности связываться с Африкой и выяснять, что это за аккаунт, кто эти люди. Концов там не найти.
Сейчас вся семья Сергеевых думает, как раздать долги бабушки. Несмотря на то, что расписок не было, оставить все как есть Михаил не может, ведь на кону имя семьи, честь, а не просто деньги. Да и люди не виноваты, что хотели сделать добро, помочь и сами попались на уговоры.
– В психиатрию человека только по собственной воле могут положить, а она не хочет. Может, можно как-то задним числом признать ее недееспособной, чтобы больше долгов не набрала. Мы все в шоке и ужасе и просто не знаем, как быть дальше, – сокрушается мужчина. – Сейчас я отключил вообще Интернет, вроде полегче стало. Нет этой связи, подпитки, и бабушка наша ведет себя спокойнее.
Недееспособных нет
Присяжный адвокат Евгений Твердохлебов объясняет:
– Если у бабушки нет психических отклонений, то сам по себе факт отсылки денег иностранцам не является основанием для ограничения дееспособности. Чтобы знакомые денег больше не давали, их следует предупредить и проинформировать, на какие цели идут данные ими средства. При этом бабушка не обязана отчитываться перед своими детьми и внуками.
Присяжный адвокат также говорит, что если у человека есть психическое отклонение, то можно обратиться в суд с ходатайством о назначении опекуна. Нужно указать все странности в поведении бабушки. Суд проведет экспертизу.
– Если подтвердится, что человек не способен понимать значение своих действий или руководить ими, то будет назначен опекун, без согласия которого юридически бабуля не сможет принимать на себя обязанности. Но фактически не исключено, что ей кто-то деньги все же даст, и она их отправит тому же получателю, – констатирует Евгений Твердохлебов.
Был ли человек в момент совершения сделки ограниченно дееспособным в отношении именно этой сделки, по словам юриста, вопрос факта, который будет решаться в споре о действительности сделки.
– Как следует из рассказа, сын и внучка не хотят оспаривать сделку, а собираются вернуть деньги, чтобы избежать позора, так что им это не понадобится. Но если все же возникнет спор, то может потребоваться экспертиза. Признание человека ограниченно дееспособным в общем случае не освобождает от обязанности вернуть полученное, – добавляет присяжный адвокат. – Что касается помещения человека в больницу вопреки его желанию, то для этого нужно постановление суда. Суд выносит такие постановления, если человек опасен для себя или окружающих. Например, распространяет болезни, нападает на других, повреждает себя и т. п.