Львиная доля все равно остается в руках генподрядчика или заказчика. В зависимости от того, кто из них договорился об «оптимизации». И так же экономит руководство субподрядчиков.
«Субчики» для Maxima
Для постройки обвалившейся Maxima было привлечено 22 субподрядчика. О том, что многие работали спустя рукава, первым рассказал рабочий Айгар Кюренс. Субподрядчик нашел его на обычном — неспециализированном портале объявлений. В качестве зарплаты предложил копейки.
Обычно регипс кладут быстро, но не на этом объекте, потому что простенки оказались кривыми и косыми. Когда на объекте появилась Трудовая инспекция, половина рабочих исчезла, потому что работали нелегально. Ну и откуда тут качество?..
В Латвийском строительстве все стараются друг друга перехитрить. И больше всего старается то самое последнее звено.
Система выглядит так. Большой строитель — это контора с юристами и бухгалтерами. Они принимают деньги и заказывают работы «субчикам». Своих рабочих у них фактически нет.
Как происходит обман субподрядчика? Обычно, на финальном этапе стройки. Сначала субподрядчику выплачивают аванс, потому начинается строительство, потом в проект вносятся разные изменения, о которых субподрядчика не информируют. За эти как бы не прогнозируемые изменения отвечает он. И все это делается за его счет.
Когда объект выходит на финишную прямую, начинаются дополнительные работы, которые сначала обещают оплатить в полном объеме. Но в финале генподрядчик говорит: «У меня нет таких денег. Бери половину или давай судиться». Но юридически генподроядчик всегда может придраться к «субчику» — то сроки не соблюдены, то материалы неправильно использованы, то сертификаты не те. В конце концов, субподрядчик смиряется с меньшей суммой и в итоге обманывает своих же работников.
Генеральный подрядчик зарабатывает, катается на красивых автомобилях, а новостройка держится на честном слове и регипсе. Или не держится.
Конкурсы для своих
Конкурсы на большие проекты для небольших строительных фирм и архитектурных бюро фактически закрыты, потому что там требуются огромные обороты. И это заколдованный круг. Маленькие предприятия во многих случаях могли бы предложить лучшую цену, чем большие, которые в итоге ещё и попросят добавить. Но такова реальность строительной отрасли в Латвии.
Общую ситуацию руководитель кафедры строительных наук Рижского строительного колледжа Янис Ниедре описывает так: «Генеральный подрядчик с заказчиком заключают сделку на миллион, а с субподрядчиком договариваются на половину суммы. Вопрос, корректно ли это по отношению к субподрядчику».