— Эта сумма уже была внесена на счет судебного исполнителя, — подчеркнула г-жа Марита Озолиня-Тумановска. — Однако банк считает такую сумму неадекватной, поэтому подал жалобу в Верховный суд. Непонятны основания для решения, которое принял суд. Банк внес иск, чтобы возместить свои убытки. Однако этот залоговый депозит принесет ещё большие убытки для банка. Фактически истец, который хочет защитить свои нарушенные интересы, поставлен в положение, намного менее благоприятное, чем ответчик.
Обращает г-жа Тумановска внимание и вот на какой момент: сейчас в распоряжении Каргина и Красовицкого формально практически нет собственности. Если то, что у них есть, будет арестовано, сумма все равно может не сравнится с суммой, фигурирующей в иске.
"Сведение личных счетов за счет налогоплательщиков"
Пресс-секретарь г-д Каргина и Красовицкого Сергей Бардовский пояснил нам в этой связи следующее:
— Этот иск — сведение личных счетов в основателями банка за счет налогоплательщиков.
Уже сейчас расходы на этот иск таковы:
* Parex потерял около 500 тысяч на подготовку этого документа. «Это деньги, которые вложены в пустую конфронтацию. Если посчитать финансовые ресурсы, потраченные на разных консультантов, исследования, адвокатов, аудиты и другое, не связанное с бизнесом, можно сделать вывод, что так управлять может только государственное предприятие, а не частный инвестор, который имеет бизнес-цели», — считает Сергей Бардовский.
* При подаче иска против Parex banka внес в виде государственной пошлины на депозитный счет 238 796 латов, сообщил агентству LETA представитель Судебной администрации Гатис Тауриньш
Отшифровываются указанные суммы так: 238 796 латов — государственная пошлина за исковое заявление составляет 33 606 латов, а государственная пошлина за обеспечение требований — 205 160 латов.
Напомним , 16 августа Рижский окружной суд принял решение обеспечить иск Pareх banka против его экс-владельцев — Валерия Каргина и Виктора Красовицкого. На сумму иска — 62 млн латов. В связи с этим принято решение арестовать движимое и недвижимое имущество экс-банкиров.
Как пояснила нам Марита Озолиня-Тумановска, речь идет также об аресте счетов «отцов-основателей», наличных средств и платежей, которые им полагаются от третьих лиц.
Однако все не так просто: банку, согласно решению суда, тоже предстоят серьезные «вложения».
Тогда г-д Каргина и Красовицкого Сергей Бардовский пояснил нам следующее:
— В решении суда сказано: нынешнее руководство банка обязано внести депозит в несколько миллионов латов на счет судебного исполнителя в обеспечение интересов Каргина и Красовицкого. Чтобы обеспечить возмещение их убытков. И только после этого может быть наложен арест на их имущество. Поскольку банк теперь государственный, это будет делаться за счет налогоплательщиков. Если банк проиграет суд, этот депозит не будет возвращен.
— Банк выполнит решение суда, — заявила нам тогда г-жа Марита Озолиня-Тумановска.
Иск против основателей
Рижский окружной суд по просьбе АО Parex banka начал гражданский процесс против бывших владельцев этого кредитного учреждения Валерия Каргина и Виктора Красовицкого. Известно, что дело будет рассматривать судья Гвидо Унгурс.
Иск банк подал 30 июля. Parex banka требует с бывших членов правления банка Каргина и Красовицкого возмещения ущерба, который был причинен банку в период их работы.
В Parex banka поясняют, что такой вывод можно сделать из результатов проведенных юридических и финансовых исследований и детального и компетентного анализа всех обстоятельств, которые по заказу банка провели финансовые консультанты латвийского и международного масштаба: бюро адвокатов Herbert Smith LLP (Лондон), аудиторская компания KPMG LLP (Лондон) и бюро присяжных адвокатов Eversheds Bitаns (Латвия).
Как можно понять из предыдущих заявлений, путем подачи иска в суд и ареста имущества банк пытается уклониться от выплаты экс-владельцам процентов по их вкладам в субординированный капитал. Эти вклады, как считает новое руководство банка, крайне невыгодны для учреждения. Претензии к ним были озвучены еще прошлой осенью — по результатам ревизии Госконтроля.
Было констатировано: даже после перехода банка в собственность государства экс-владельцы должны были получать примерно 380 000 латов в месяц в виде процентов по вкладам в субординированный капитал банка. То есть сохранилась крайне благоприятная для г-д Каргина и Красовицкого ситуация, которая существовала с середины 90-х. А именно: согласно депозитным договорам, заключенным еще в 1995 году, основателям выплачиваются дивиденды в размере 24% в год — и так 37 лет.
То есть фактически владельцы и руководители банка получали ежемесячную зарплату и не платили с нее никаких налогов. Кроме всего прочего, упомянутые вкладчики имели право в любой момент увеличивать или уменьшать сумму вкладов, а также переводить вклады в любую свободно конвертируемую валюту, а сами проценты по вкладам ежемесячно и регулярно зачислялись на счета вкладчиков, словно зарплата.
Валерий Каргин только по процентам в 2007 году получил минимум 3,35 млн латов, а в 2008-м – 2,52 миллиона. Суммы, выплаченные Виктору Красовицкому, составили 1,24 млн латов и 0,76 млн латов, а вот его спутница жизни Нина Кондратьева в 2007 году получила 2,1 млн латов, а в 2008-м – 1,67 миллиона.