Имя Ирины Зевеле (на фото справа) упоминалось в прессе в связи с уголовным делом о взяточничеств экс-начальника отдела платежей СГД Эдгара Церса. Ему было предъявлено обвинение в организации получения взятки и хранении наркотических веществ.
По данным следствия, Церс обещал помочь предпринимательнице Ирине Зевеле уладить отношения с СГД и решить проблему начета по налогам в размере 130 000 латов. Церс предлагал организовать продвижение пересмотра неблагоприятного решения до последней инстанции — гендиректора СГД. За эту услугу он просил 22 000 латов.
Предполагалось, что сумма взятки будет передана двумя частями — первая сразу, вторая после принятия благоприятного решения. Обе передачи проходили под видеонаблюдением и прослушкой KNAB.
При этом был задержан второй посредник — адвокат Даукулис, которому Церс передал деньги.
Но перед судом Церс предстал один.
Перед процессом он настаивал: предпринимательница действительно обратилась к нему за помощью и была буквально в отчании. Он, как квалифицированный юрист, подготовил все документы, чтобы оспорить начет налогов. В результате ему это удалось — теперь г-жа Зевеле перед СГД совершенно чиста. Вот только платить юристу заслуженный гонорар дама не захотела. Отсюда, по мнению г-на Церса, появилось обвинение во взятке.
В этом деле год назад Церс по соглашению с прокурором был приговорен к 5 годам условно и штрафу в размере 4500 латов (25 минималок).
Скандал с недвижимостью
Ирина Зевеле — руководитель юридической компании NBJ, владелица гостиничного комплекса Lickalni, член благотворительного Рижского ротари-клуба, в 2005 году стала фигуранткой ещё одного громкого скандала. Тогда её фирма Lickalni Pluss стала владельцем дома в Мангали. Во всех трех семьях, проживавших в двухэтажке, имелись инвалиды. Однако несмотря на это, выживание квартиросъемщиков шло весьма активно. Как писала тогда газета «ЧАС», к дому подъехали рабочие с ломами и стали натурально крушить стены, выламывать окна в подъезде. Только муниципалы, оперативно вызванные жильцами, не дали осуществиться до конца радикальному плану выселения.
Далее последовали и другие действия, как правило сопутствующие подобным спорам: отказ подключать дом к отоплению и другим услугам (вывоз мусора, к примеру), повышение квартплаты до 3 латов за квадратный метр со стороны хозяев, жалобы и заявления, а также отказы платить — со стороны жильцов.
Любовь, свадьба и яхты
О семье Зевелсов в латвийских СМИ пишут довольно много. Так, в глянцевой прессе рассказывают романтическую историю знакомства супругов. Уроженка Украины Ирина познакомилась с «баскетбольного роста латышом» в Крыму, писал журнал «Люблю». Эдгар успешно раскрутил там кооперативную фирму. И студентку-харьковчанку не на шутку взволновал выходец из продвинутой Прибалтики, да еще старше на 11 лет. Правда, тогда он был ещё и женат. Но ее украинские родители приняли заграничного зятя безоговорочно.
Позже Ирине пришлось с Эдгаром, двумя дочерьми и чемоданом вещей оставить добротный дом и уехать с родины, подпаленной войной против татар. Эдгар потерял на Украине налаженный бизнес, Ирина оставила друзей и одноклассников, среди которых был Андрей Данилко (будущая Верка Сердючка). Зевелисы отправились в Латвию.
Прорастание в латвийскую почву давалось нелегко — Ирине долго отказывали в виде на жительство.
В ее памяти живы времена, когда они ютились с детьми и собаками в коммунальной десятиметровке, где соседство с люмпенами-алкашами придавало их быту дополнительный шарм. Но, чем сложнее путь к устойчивому достатку, тем ценнее заработанный капитал, тем бережнее и ответственнее отношение к деньгам...