«Алло, редакция. Недавно у меня умерла соседка,боевая такая старушка. Представляете, ее труп чуть не украли прямо из морга. Вернее сказать, попытались похоронить без родственников. И весь этот беспредел творился ради 300 латов гробовых денег». Ваш корр. попытался разобраться в ситуации и быстро уяснил, что в латвийском гробовом бизнесе много весьма сомнительных нюансов, таких как торговля личными данными, скрытое вымогательство и даже бесследная пропажа останков умерших людей...
Как пенсионерку сделали сиротой
Рижанка Зоя умерла в своей квартире на ул. Убалес от старости. Женщина проживала одна, поэтому ее труп обнаружили только через несколько дней. Тревогу поднял домоуправ – хорошая знакомая покойной Александра У. На место была вызвана полиция, которая проникла в квартиру и обнаружила труп женщины. Останки женщины увезли в морг, и тут в деле начались первые странности. Соседям сообщили, что у умершей нет родных. Но домоуправ прекрасно помнила, что у Зои есть сын, который живет в Москве.
Поэтому Александра решила держать странную ситуацию под контролем. Через несколько дней она позвонила в морг, в котором ей сообщили, что Зою хоронят уже в субботу. «Как это так? Мне ее сын из Москвы звонил, а он про эти похороны вообще не курсе». Соседи провели свое мини-расследование и выяснили, что бабушку планировал похоронить какой-то незнакомый человек. В морге он представился как хороший знакомый покойной и утверждал, что живет рядом с покойной. Однако такого соседа умершей другие жильцы дома просто не знали. Но этот мужчина уже успел похлопотать о погребальной церемонии.
Естественно, подобную заботу лже-сосед проявлял не из-за благотворительности. По мнению соседей Зои, он явно был связан с гробовщиками, нацелившимися на две последние пенсии старушки. Речь шла о сумме в несколько сотен латов, которое государство выплачивает пенсионерам в виде похоронной компенсации. В итоге похороны Зои все-таки были приостановлены. Лже-соседу дали понять, что маму будет хоронить ее сын.
Экономика «краденых похорон»
Как можно на этом заработать? Чтобы разобраться, мы произвели обзвон похоронных контор и поговорили с их сотрудниками. Цифры выяснились такие.
Более-менее достойные похороны – с нормальным гробом, катафалком и пр. начинаются от 400 латов. Но если погребением человека без друзей и родни занимаются сами гробовщики, то расходы падают в несколько раз. В таком случае усопшего хоронят по самому дешевому варианту. То есть: 15 латов за картонный гроб, 60-70 латов за место на погосте (обычно это самые дешевые места на Болдерайском и Яунциемсском кладбищах), плюс — примерно столько же на другие расходы. Тогда с двух средних пенсий пенсионера погребальная контора может заработать 100-200 латов с каждого усопшего.
По признанию сотрудника одной из погребальных фирм Александра, подобных одиноких людей хоронится очень много:
– Бывали такие дни, когда мы приезжали на кладбище и видели сразу восемь выкопанных могил. Никаких родственников и вообще — вокруг ни души. Мы просто быстро опускали вниз картонные гробы и засыпали могилы землей. Потом ставили простой черный крест, снимали шапку и шли пить водку. За упокой, так сказать: все-таки людей хоронили...
Впрочем, это далеко не самая неприятная страшилка от профессиональных гробовщиков. Например, среди могильщиков ходит легенда, что некоторые трупы людей без родных вообще пропадают бесследно. Останки этих несчастных якобы забирают «страшные люди» из судебно-медицинского центра, а потом везут на какое-нибудь озеро или сжигают в печи. При таком раскладе прибыль, понятно, возрастает многократно. Статья расходов — только транспорт.
Скандалы с мертвецами
За последнее время на публику были вынесены сразу несколько похоронных скандалов.
Один из них — доставка трупа из больницы в морг фирмой MS projekts. Тогда с родственницы умершего потребовали огромную для нее сумму — 87 латов за 400 м пути. Впрочем, для нынешнего похоронного бизнеса это весьма стандартная ситуация. Многие похоронные компании, которые арендуют морги, действуют по следующему принципу: либо вы хороните своего родственника вместе с нами, либо платите втридорога за услуги морга и транспорта.
Недавно на навязывании сверхдорогих услуг попался санитар, который работал в Университетской клинической больнице им. Страдыня. Сейчас его деятельность расследуют спецслужбы.
Что бросается в глаза: во многих похоронных конторах налажена система получения информации о «свежих мертвецах». Основные агенты похоронных контор – семейные врачи и полицейские. Сейчас стандартная такса по городу за предоставление информации бизнесменам о каждом умершем составляет 100-120 латов. И иногда эту информацию врачи «сливают» предпринимателям еще при живом, но тяжело болеющем человеке.
Впрочем, деньги за информацию похоронные конторы платят только после того, как сами получат деньги от родственников умершего.
Комментарий специалиста
Ситуацию в похоронном бизнесе мы попросили прокомментировать председателя правления Рижского общества похоронных компаний Дзинтарса Курмиса:
– Сейчас в Риге работает около 40 компаний, оказывающих ритуальные услуги. В Литве и Эстонии таких фирм по 7-8, потому что там эта деятельность строго регламентируется государством. В Латвии же этот бизнес находится в серой зоне, поэтому на рынке работает много фирм-однодневок. Плюс их моральное отношение к клиентам вызывает много вопросов. Наше предложение: ввести общие правила и кодекс поведения для всех участников рынка, по аналогии с Германией.
— В этом году Центр защиты прав потребителей пока не получил ни одной жалобы на похоронные услуги. В прошлом году мы получили 3 официальные жалобы, а также несколько вопросов по электронной почте и телефону, — говорит консультант отдела коммуникации центра Илзе Жунде.
С чем связаны жалобы? По словам г-жи Жунде, обычно возмущение вызывает окончательной ценник услуг: похоронные фирмы изначально называют цену без НДС, сообщая о налоге только после оказания услуги, забывают сообщить, что в цену не входят носильщики или руководитель церемонии. В итоге, как правило, людям приходит счет гораздо больший, чем они рассчитывали.
Нюанс
30 000 человек – примерно столько умерших было в Латвии за прошлый год. На Ригу без районов пришлось 8000 человек. Приблизительный подсчет показывает, что ежегодно в этом бизнесе только в качестве прибыли компании получают как минимум 3 млн латов.
Рижская дума за сертификацию похоронщиков
Анатолий АЛЕКСЕЕНКО, директор Департамента жилья и охраны среды Рижской думы:
— Я поддерживаю предложение о введении сертифицирования похоронных услуг. Реально к этому бизнесу в столице имеют отношение порядка 60 фирм — это слишком много для 700-тысячного города. Данная сфера бизнеса требует основательного реформирования. Мы уже разослали письма во все латвийские структуры, имеющие отношение к этой области, с просьбой вносить свои предложения. Думаю, определенная централизация здесь не помешала бы.