Следствие также установило, что латвиец был завербован офицером спецслужбы РФ на территории России.
Стилве приговорен к трем годам лишения свободы условно. Кроме того, ему назначен пробационный надзор на три года и 6 месяцев. Суд засчитал 9 месяцев, которые обвиняемый провел в заключении, находясь под следствием. Его отпустили прямо в зале суда, впрочем, у сторон еще есть вермя обжаловать вердикт.
"Шпиону из ЛДз" дали полтора года
Напомним также, что в мае Земгальский районный суд объявил приговор обвиняемому в шпионаже в пользу России мастеру "Латвияс дзелзцельш" (ЛДз) Александру Красноперову. Суд признал его виновным и приговорил его к году и 6 месяцам тюрьмы. Кроме того, он должен отработать 200 часов принудительных работ и покрыть процессуальные расходы — 260,40 евро. В срок обвиняемому включили и время, проведенное под стражей с октября 2016 года по январь 2018–го.
После процесса Красноперов от комментариев воздержался, а его защитник заявил, что приговор необоснованный и обязательно будет обжалован. Осталось недовольным и обвинение — на вердикт был подан протест.
Как сообщила ранее пресс–секретарь Генпрокуратуры Кристине Сутугина, обвиняемый в период с 21 октября 2015 года до 23 сентября 2016 года во время исполнения своих служебных обязанностей на железнодорожной станции Елгава регулярно, систематически и целенаправленно занимался сбором и отправкой сведений военного характера и содержащих коммерческую тайну по заданию России. А именно: он переснимал с систем видеонаблюдения Latvijas dzelzceLS в прямом режиме и с видеоархива информацию о перемещении военной техники НАТО через территорию Латвийской Республики. Данные были ему доступны потому, что он руководил ремонтом железнодорожных путей.
Кроме того, обвиняемый в период до 15 ноября 2016 года приобрел и на своем рабочем месте в кабинете в нежилом здании, принадлежащем ГАО Latvijas dzelzceLS, хранил изготовленную промышленным способом имитацию ручной гранаты УЗРГМ, а также 2,7 г пороха.
Именно фотографии военных грузов, которые Красноперов отправлял бывшим сослуживцам в Россию, видимо, и стали основанием для подозрения его в шпионаже. Красноперов — воин–афганец. Он был членом ветеранской организации и поддерживал тесный контакт с бывшими товарищами со времен войны в Афганистане.
Что очевидно: серьезность шпионажа по снимкам доказать не удалось, потому что "по всей строгости" Красноперову грозило лишение свободы до 10 лет. От первоначальных 24 эпизодов по этому делу до суда дошло только 14.
"Шпионов–хулиганов" в итоге оправдали
В августе прошлого года Рижский районный суд также приговорил двух россиян за проникновение на базу Национальных вооруженных сил (НВС) в Адажи к тюремному сроку. Однако затем Рижский окружной суд их оправдал. Третьего обвиняемого — активиста Владимира Линдермана — оправдали оба суда.
Изначально дело, как мы помним, выглядело крайне серьезным: Куркин и Попко подозревались в шпионаже и попытке террористических действий.
10 июня 2015 они были задержаны на территории Адажской базы НВС. Они несанкционированно проникли на территорию базы (при помощи лестницы перелезли через ограду), имея при себе флаг и листовки на английском языке. Изначально россияне подозревались в шпионаже и попытке террористических действий в группе по предварительному сговору.
В этой "шпионской акции" Владимир Линдерман не участвовал. Но он не раз публично выступал в защиту задержанных, старался им помочь, ходил к ним в тюрьму, собирал для них деньги и так далее.
В итоге шпионаж и терроризм действительно доказать не удалось. Осенью 2015 года обвинение было переквалифицировано в простое хулиганство.