«Мы в ревизии рассмотрели пять самоуправлений, которым принадлежит около 8,5 тысячи га лесов. И первое, что я хочу упомянуть — самоуправления выявили даже не все принадлежащие им леса.
Около 60% лесов вообще не учтены, не инвентаризуются, либо же проведенные инвентаризации настолько старые, что сегодняшней ситуации не соответствуют.
Поэтому то, что леса не учтены, и у самоуправлений нет информации, какой ценности лесные ресурсы у них находятся — это, конечно, само по себе проблема. Ведь что не учтено, то зачастую быстро пропадает», — сказал Корчагин.
При проверке сведений о фактическом объеме добытой при вырубке древесины ревизоры сделали вывод, что они известны только самим предприятиям, вырубавшим лес. Значит ли это, что фактически могло быть получено больше кругляка, чем указано на бумаге, и часть материала ушла «налево»?
«К сожалению, да. В действиях по продаже лесных ресурсов, с аукционами на вырубку мы видим ряд проблем. Начиная с таких, что фактически эти оценки своих лесных ресурсов, которыми изначально оперируют самоуправления для продажи, нужно сказать, во многих случаях были очень, очень скромные.
Если мы видим, например, что при отчуждении леса затем в ближайшие месяцы происходит дальнейшая продажа, и его ценность возрастает иногда на 400% — это означает, что либо начальная оценка была слишком низкая, недостаточная, либо действительно должна идти речь о каких-то мошенничествах и недобросовестном использовании средств».
Лес не восстанавливают
Кроме того, как за любыми угодьями, за лесами тоже нужно ухаживать, своевременно проводить необходимые работы — чтобы лесные ресурсы оставались ценными для следующих поколений в Латвии. Но, к сожалению, ревизоры пришли к выводу, что самоуправления живут одним днем, говорит Корчагин:
«Много где у самоуправлений нет необходимых средств, и принимается решение о продаже леса или разрешений на вырубку. И что мы увидели — далее не следует целенаправленных действий по хорошему восстановлению леса. Во многих местах новый лес не высаживается, сохраняется только естественное облесение. Самоуправления распродают ценную древесину, ель и сосну, оставляя вырубки восстанавливаться естественным путем, и там в основном растут менее ценные деревья — белая ольха, ясень.
В свою очередь когда заходит речь об уходе за молодым посаженным лесом, половина таких посадок не получает повседневного ухода. Это значит, такие лесные массивы переуплотнены деревьями, их качество снижается, и фактически мы не можем говорить о доступности высококачественных ресурсов в будущем».
По словам госконтролера, имеются проблемы и с системами мелиорации — за ними не ухаживают, не чистят, и это тоже наносит ущерб лесам. Уже сейчас в обследованных пяти самоуправлениях видно, что 200 га лесов подвержены риску зарасти — их качество падает именно из-за ненадлежащих мелиорационных систем.
В проверенных самоуправлениях Алуксненского, Елгавского, Краславского, Салдусского и Сигулдского районов нет информации о 63%, или почти 5,5 тыс гектарах лесных ресурсов, рассказал в эфире Латвийского радио член совета Госконтроля Оскар Эрдманис. Муниципалитеты не восстанавливают леса после вырубки, не культивируют новые посадки, не борются с вредителями и не занимаются другой необходимой деятельностью. Таким образом ежегодно теряют почти 3,5 млн евро доходов, поясняет Эрдманис:
«Мы сообщили об этих сделках в Службу госдоходов, мы сообщили о результатах и в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. По отдельным самоуправлениям мы сообщили в Госполицию, и начаты проверки в этой связи.
И мы еще продолжим работу по этому вопросу, поскольку мы констатировали недостатки в данных учета после вырубки леса, потому что не ясно, сколько из этого количества деревьев фактически вырублено — и это в компетенции как Государственной лесной службы, так и у Службы госдоходов. От этого могут пострадать самоуправления, и могут возникнуть риски, что мы и обнаружили в ходе проверки».
Источник - https://rus.lsm.lv/