Отдел по уплате акцизного налога Службы госдоходов был небольшим — в июне 2022 года в нем работало менее десяти сотрудников. Начальник управления Гиртс Канепс работает в ведомстве уже с 90-х годов. У нескольких его коллег за плечами десятилетний опыт работы в СГД. На скамье подсудимых помимо самого Канепса оказались его коллеги: Галис Фелдманис, Дидзис Прикулис, Марис Пейпиньш, Виктор Кисилс, а также отец Фелдманиса — Алвис Фелдманис.
О задержаниях, которые провели сотрудники Управления внутренней безопасности СГД, сообщалось летом 2022 года. Удалось как зафиксировать сами преступления, так и найти места, где могли храниться нелегальные подакцизные товары.
Некоторые из задержанных сотрудников СГД сразу после этого уволились, остальные лишились работы до конца 2022 года. Уже через год дело было передано в суд.
Забирали себе и продавали
Прокурор Каспарс Чима рассказал, что в деле фигурируют 60 эпизодов за период с начала 2021 года по конец 2022 года. В каждом эпизоде "фальшивого уничтожения" участвовали по два оперативника в различных комбинациях.
"Процедура такова: коммерсант сдает в Службу госдоходов для уничтожения недействительный акцизный товар, который он не хочет продавать, ну, может быть, на бутылке повреждена этикетка или там какая-то царапина. Затем они договариваются о месте - это может быть склад, где эти подакцизные товары уничтожаются, и тогда наблюдать за этим процессом приходят два сотрудника Службы госдоходов, которые по сути и отвечают за то, чтобы все эти акцизные товары были уничтожены. Но, конечно, уничтожалось не все", - рассказывает прокурор.
Прокурор Чима отмечает, что уголовное дело было возбуждено не только за это: "Однако, скажем так, часть этих акцизных товаров инспекторы СГД забирали для личного пользования, и собранные доказательства также свидетельствуют о том, что часть товаров, особенно сигареты, впоследствии были реализованы. На эти деньги также было куплено транспортное средство, поэтому в деле есть также и статья о легализации доходов".
По словам прокурора, дело основано не только на показаниях, но и на записях разговоров, полученных оперативным методом: "Слышно, например, как сотрудники Службы госдоходов отъезжают от места уничтожения товаров, а фоном слышно, как разбивают бутылки", - отметил Чима.
Один признает вину
В день, когда состоялось судебное заседание, которое снимали журналисты de facto, на суде лично присутствоал только один из обвиняемых — Гатис Фелдманис, проработваший в ведомстве более 20 лет. Известно, что после задержания он провел под арестом несколько недель. Теоретически ему грозит самое суровое наказание, поскольку он также обвиняется в отмывании денег, полученных преступным путем. Однако он отвергает все обвинения в свой адрес.
Правда, свою вину в содеянном в этом деле отрицают не все. В частности, Марис Пейпиньш признал свою вину частично. Он подтвердил, что в течение полугода пять раз подписывал на полигоне акты уничтожения алкогольных напитков. При этом далеко не весь алкоголь при этом был уничтожен. Таким образом он нарушил закон, т. е. Подделал документ в корыстных целях, совершив преступление в группе и в корыстных целях.
У прокурора в деле также имеется длинный список напитков, за которые не был уплачен акцизный налог и которые представитель компании хранил у себя по месту жительства. Перечисление различных видов алкоголя и объема бутылок занимает в постановлении полторы страницы. Всего у него нашли более 40 бутылок, содержащих 10,3 литра абсолютного спирта
Представитель этой компании признал свою вину, содействовал расследованию и получил штраф в размере 9300 евро. В другом случае человек получил столь же крупный штраф за фальсификацию актов по уничтожению табачных изделий совместно с двумя инспекторами Службы госдоходов.
Напомним, что летом 2022 года в ходе обысков, проведенных в рамках этого дела, у подозреваемых были обнаружены крупные суммы денег, табачные изделия, а также более 1900 бутылок различных алкогольных напитков.
Следующее судебное заседание по этому делу запланировано на январь 2025 года. Процесс продолжится в суде в течение весны следующего года.