24 Ноября 2024 09:00
Новости
  11:44    12.5.2011

«Дело о думских взятках»: Яните много, Вилкасте мало, считает прокурор

Сегодня Верховный суд начал пересмотр громкого дела о взяточничестве должностных лиц Рижской думы. Защита Инары Вилкасте требует вызова в суд ключевого свидетеля Шталбергса, который называет себя «гражданским мужем» и деловым партнером бизнесвумен. Защита настаивает на другой версии: он был просто наемным работником, который зарвался.

Нужен ли Шталбергс?

Как обычно бывает в начале подобных громких и сложных дел, перейти к рассмотрению по существу удается не сразу. Как правило, сначала участники процесса какое-то время обсуждают дополнения и ходатайства друг друга. Не стало исключением и «дело о думских взятках».

К примеру, одна из адвокатов Инары Вилкасте Елена Квятковска попросила вызвать на дополнительный допрос ключевого свидетеля обвинения Раймонда Шталбергса. По её словам, в другом деле, где фигурирует Шталбергс (там он обвиняется в вымогательстве у Вилкасте 7,7 млн евро), он дал новые сведения, который касаются «дела о думских взятках».

Судьбу ходатайств суд  должен решить на завтрашнем заседании.

Шталбергс об обувной коробке с 550 000 и любви

Свидетель Раймонд Шталбергс уже давал показания в суде первой инстанции. Тогда он  рассказал, как нес взятку по эпизоду о многоэтажках в Межапарке — 550 000 евро, причем из своих собственных денег. По его словам, этого от него потребовала любимая женщина — «которая умеет добиваться своего»...

Вот, что помнил из описываемых событий свидетель Шталбергс:

— Мы с Инарой Вилкасте знакомы с 2003 года. У нас был общий бизнес и совместная жизнь, фактически — гражданский брак. С 2003 года я работал практически во всех её проектах по недвижимости. В июне 2004 года Инара Вилкасте велела мне купить часть предприятия — пекарни — за 600 000 долларов. Это сейчас я знаю, что она меня обманула и вся стоимость этого предприятия составляла около 7000 долларов. Но тогда мне не было основания ей не доверять. Так что я не сомневался, когда Инара Вилкасте показывала мне документы на фирму, которая по бумагам стоила 8 миллионов.

Далее свидетель более подробно остановился на том, как осуществлялся «провод» проекта через инстанции.

— С 2004 года мы начали работать с участком земли на ул. Русова 1 — 1С. Первоначальная концепция развития этого участка подразумевала,что там будет несколько 7-этажных зданий и одно 16-этажное. Но конъюнктура рынка того периода требовала, чтобы мы увеличить этажность, иначе прибыль была совсем незначительной. Для того, чтобы этого добиться, у нас было два варианта:

1) создать детальную планировку. Теоретически ее тогда делали за год-полтора, но практически весь механизм  затягивался на 2-3 года;

2) добиться изменения в плане развития Риги на следующий год.

Я занимался проектами Инары Вилкасте в Строительном управлении. Там я познакомился со Штрамсом и Странцисом. Я обратился к Странцису за советом, как нам поступить с проектом, при условии,что инвесторы готовы его купить буквально сейчас. Я попросил Странциса подумать, как Строительное управление может нам помочь.

Некоторое время спустя, он сказал, что нам может помочь изменение зонирования участка. Для этого нам нужно обратиться в архитектурное бюро Arhis, которые давно работает со Стройуправлением, чтобы они сделали эскиз.

В итоге они его сделали и работа  который понравилась и Инаре Вилкасте, и даже Странцису, который, фактически, давал консультации. И тогда на одной из наших встреч он сказал: за такую услугу, как изменение зонирования, полагается символическая плата. Я спросил, «сколько?». Он взяли лист бумаги и написал : «1 000 000 евро».

Я спросил, откуда взялась такая сумма. Он ответил, что так платят все: все одобряет одна конкретная партия, и впоследствии эти люди пойдут нам навстречу. В ответ я сказал, что мне нужно поговорить с Инарой Вилкасте.

Когда я ей передал требование такой «символической платы», она была в шоке и даже материлась. Сказала, что ей нужно подумать, поговорить с Владимиром Вашкевичем. Через пару дней она сказала, что принимает предложение, только ей самой надо поговорить со Странцисом.

Однажды мне Вилкасте объявила: раз мы партнеры, я должен заплатить половину взятки — это послужит доказательством моей заинтересованности в проекте. Я согласился, снял со своего счета 550 000 евро и передал их Вилкасте.

«Как я нес коробку с 550 000 евро»

Потом мы встретились с Янитой в кафе «Ностальгия». Янита должен был передать деньги Штрамсу и Странцису. Деньги были в коробке из под обуви. Инара Вилкасте приоткрыла крышку коробки, чтобы показать Яните — там есть деньги. Он сказал, что, пересчитывать не  будет — доверяет нам. Инара Вилкасте попросила меня проводить Яниту с коробкой до Строительного управления.

Позже она сказала, что передала вторую часть денег, и план развития был утвержден так, как  нужно.

Кстати, именно это решение нам навязывал Странцис. Он говорил,что план развития настороженно оценивается в обществе, особенно проект в Межапарке — люди писали в думу, высказываясь против плотной застройки.

Чтобы решить эту проблему, Странцис предложил добиться общественного одобрения проекта. Инара Вилкасте велела мне этим заняться. Но я ответил ей, что бегать по району и собирать подписи — не моя обязанность. Но эта женщина всегда добивается своего! В итоге я обзвонил знакомых и попросил их данные, чтобы от их имени заполнить анкеты и внести их в думу.

Немного о личном

В ходе допросов как защита, так и обвинение регулярно касались темы личных отношение свидетеля Шталбергса с обвиняемой Вилкасте.

— Как вы понимаете упомянутый вами термин «гражданский брак»? — спросил обвиняемого адвокат  Вилкасте Юрис Дзелме.

Свидетель отказался отвечать на этот вопрос:

— Это моя личная жизнь.

— Где вы жили с Инарой Вилкасте? — продолжил допрос адвокат.

— Мы не жили вместе, только встречались в квартирах и гостиницах.

— Как часто вы встречались?

— Я не хочу отвечать на этот вопрос — он касается моей личной жизни. У нас были сексуальные отношения и имущественные. Я покупал ей разные вещи...

— Какие например?

— Сумку за тысячу латов, золото, драгоценности. Я могу предъявить чеки.

— Вы жили с Владимиром Вашкевичем? Вы жили втроем с ним и Инарой Вилкасте?

— Я не хочу отвечать на этот вопрос — он касается моей личной жизни.

Деловая часть служебного романа

— Вы сказали, что у вас с Инарой Вилкасте был общий бизнес. Какими предприятиями вы владели? — перехватил инициативу ещё один адвокат Инары Вилкасты Алоиз Вазнис. 

— Мы не владели общими предприятиями. 

— Откуда же у вас общий бизнес? 

— Я вложил 600 000 в предприятие, которое указала Инвара Вилкасте.

— Вы называли это мошенничеством, ваш общий бизнес — это длительное мошенничество?

— О том, что это мошенничество, мне открылось в 2006 году.

— Значит, вы думали, что у вас  общий бизнес?

— Мы совместно владели фирмой Juhans. Вернее, я владел долями фирмы, которая владела долями Juhans. Потом Инара Вилкасте потребовала, чтобы деньги от продажи долей Juhans я отдал для передачи взятки.

— Взятка была передана в конце 2005 года, а доли вы продали в 2006-м. Вы сначала отдали деньги, а потом продали доли?

— По поводу того периода я ничего не могу точно пояснить, я уже говорил на досудебном следствии: поскольку на меня и мою семью оказывалось влияние, угрозы. Но взятка передавалась в несколько этапов, в одном из них я участвовал.

И про больного Яниту

Протест на прежний приговор подал прокурор Марис Лея. Он просит отменить вердикт в части наказания, примененного к обвиняемым Раймонду Яните и Инаре Вилкасте. Он считает, что суд наказал Яниту слишком сурово, а Вилкасте наоборот — слишком мягко. Г-н Лея просит приговорить Вилкасте к трем годам лишения свободы с частичной конфискацией имущества, а Яниту — к году лишения свободы без конфискации имущества.

С тех пор Янита отсидел уже полтора года, что возмущает его адвоката Эгона Русанова: если суд в итоге примет сторону прокурора и назначит экс-чиновнику год тюрьмы, тот все равно уже провел там больше времени. Что негативно сказалось на его здоровье. Адвокат присовокупил к делу справки о том, что Янита стал инвалидом второй группы. С мая он практически все время находится в тюремном лазарете, а на минувшей неделе обвиняемого вообще пришлось отправить в больницу на «скорой помощи».

Адвокат считает, что человек, который признал свою вину и активно давал показания по делу заслуживает снисхождения:

— Думаю, таким суровым приговором суд сделал медвежью услугу правоохранительной системе. Это может в дальнейшем отбить желание у других обвиняемых сотрудничать со следствием, — заявил г-н Русанов в разговоре с kriminal.lv.

Судь «дела о взятках»: в чем фигурантов признали виновными

В данном уголовном деле рассматривалось пять эпизодов, четыре из которых связаны с вымогательством и получением крупных взяток для реализации различных строительных проектов на территории Риги.

По версии прокурора, предприниматели Инара Вилкасте, Приит Томингас и бывший мэр Риги и Юрмалы Андрейс Инкулис давали взятки за успешное продвижение своих проектов. Экс-чиновники Департамента городского развития Рижской думы Петерис Странцис, Вилнис Штрамс и Раймонд Янита взятки вымогали и получали.

Эпизод 1. Миллион евро за многоэтажки в Межапарке

В конце 2004 — начале 2005 годов Вилнис Штрамс (тогда — руководитель Департамента городского развития) и Петерис Странцис (тот же департамент) узнали о том, что бизнесвумен Инаре Вилкасте требуется изменить зонирование участка в Межапарке по адресу: ул. Русова, 1. Чиновники сообщили даме, что для изменения разрешенной этажности строительства на данном участке ей придется заплатить миллион евро. В качестве посредника при переговорах выступал Раймонд Янита. В ноябре 2005 года Вилнис Штрамс попросил Раймонда Яниту получить деньги с предпринимательницы. Через Раймонда Шталбергса ему была передана часть денег — 326 000 евро. Их Раймонд Янита отнес в кабинет Вилниса Штрамса.

Эпизод 2. Кидок чиновников на 30 000 евро

В марте 2005 года к Вилнису Штрамсу пришел миллионер Владислав Демьянов с вопросом, как компании C.M.R.Nami лучше провести проект строительства комплекса домов на ул. Дзелзавас. (Стоит отметить: Владислав Демьянов выступал тогда в качестве посредника. Поэтому в начале следствия ему был присвоен статус подозреваемого, но в итоге дело против него было закрыто). Штрамс отослал его по этому вопросу к Раймонду Яните, сообщив, что решение вопроса обойдется в 30 000 евро. Янита вел переговоры с Демьяновым, они регулярно общались. Однако руководство C.M.R.Nami неожиданно отказалось платить, несмотря на угрозы чиновников, что они зарежут все проекты компании. В итоге представители фирмы так и не заплатили за «услуги» чиновников.

Эпизод 3. Возмещение ущерба за кидок

По сути, это продолжение эпизода с проектом C.M.R.Nami. Поскольку механизм проведения проекта через думу был уже задействован, а платить компания отказалась, нужно было что-то делать. Как считает обвинение, Вилнис Штрамс потребовал возместить вложенное у Раймонда Яниты. Тому ничего не оставалось, кроме как заплатить требуемое — 5000 евро. Таким образом Вилнису Штрамсу  вменили требование взятки у Раймонда Яниты.

Эпизод 4. Застройка зеленой территории в Задвинье

В марте 2007 года экс-мэр Юрмалы и председатель совета АО Eldikrija Андрейс Инкулис обратился к Странцису, который к тому времени возглавил Департамент городского развития, чтобы поговорить о перспективах строительства. В планах компании значилась застройка зеленой территории на ул. Грегора фирмой Kvarta, частично принадлежавшей компании Eldikrijai. Против этого строительства резко выступали местные жители и общественные организации.

Петерис Странцис ему объяснил,что стоить это будет не менее 100 000 евро. Тот согласился. После этого Инкулис регулярно встречался с Янитой, деньги передавались частями. Сначала 20 000 евро, затем 40 000, потом потребовали еще 40 000... Но этот транш чиновники так и не получили, уже начались аресты.

Эпизод 5. Застройка аэродрома Спилве

По похожему сценарию свой проект в думе проводила и фирма NCCSpilveDevelopment. Речь шла о застройке аэродрома Спилве. У председателя правления компании эстонца Приита Томингса чиновники потребовали сначала 75 000 евро, а потом сумма выросла до 80 000. На этом, собственно, система думских поборов и рухнула. Ибо Томингс, когда сумма выросла, сам пошел в KNAB и заявил, что у него вымогают взятку. Однако это не помогло, и в итоге он попал  на скамью подсудимых. Как взяткодатель — ведь предыдущие порции денег он все же передал.

* Инара Вилкасте свою вину в ходе процесса отрицала категорически и полностью;

* Приит Томингс наоборот — полностью признал;

* Андрейс Инкулис подтвердил, что деньги он носил. Однако считал, что, поскольку взятку у него вымогали, его от уголовной ответственности нужно освободить;

* Раймонд Янита заявил, что признает описанные прокурором действия, но не признает квалификацию;

* Петерис Странцис просто отрицал все обвинения;

* Вилнис Штрамс заявил: в эпизодах о требовании взятки у Инары Вилкасте, C.M.R.Nami и Раймонда Яниты он вину отрицает полностью; что касается эпизодов с фирмой Kvarta и NCCSpilveDevelopment — в них Вилнис Штрамс частично признал описанные прокурором действия, но не согласен с их квалификацией.

Кто сколько получил

11 марта  2011 года суд назначил такие наказания для фигурантов этого дела: Вилнис Штрамс – 8 лет с конфискацией имущества, арестовать в зале суда; экс-заместитель Штрамса Петерис Странцис — 6 лет тюрьмы с конфискацией, арестовать в зале суда; Раймонд Янита – три года тюрьмы, арестовать на месте. Бизнес-леди Инара Вилкасте — штраф в размере 40 000 латов (200 минималок), экс-мэр Риги и Юрмалы Андрейс Инкулис — штраф в размере 24 000 латов (120 минималок), эстонский бизнесмен Приит Томингас — тоже 24 000 латов штрафа.

На фото: Раймонд Янита, Вилнис Штрамс, Петерис Странцис, Инара Вилкасте сегодня в суде.

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии