В 2018 году в Дреймани Кукуской волости Екабпилсского края в ДТП по вине пьяного водителя погибли три человека, в том числе маленькая трехлетняя девочка. Концентрация алкоголя в крови нетрезвого водителя составила 3,26 промилле, в моче — 3,60 промилле.
Суд длился два года, мужчину приговорили к шести годам лишения свободы. Потерпевшие были уверены, что осужденный отбывает наказание за содеянное, но позже в соцсетях заметили его фотографии на свободе. Обвиняемый попал в тюрьму только после того, как семья погибших подняла тревогу -- через два года.
«Суду известно, что в полицию поступило судебное извещение, а также решение об исполнении. От полиции ничего не поступило, и также суд, мы действительно не заметили, что с конкретным делом возникла такая проблема», — признала судья Земгальского районного суда Лига Балтмане-Зепа.
Сотрудников полиции привлечь нельзя
После обращения потерпевшей семьи к руководству Государственной полиции была начата проверка, согласно которой было определено, что с момента совершения дисциплинарного проступка прошло более двух лет, а ответственные правоохранители больше не работают в Курземском региональном управлении государственной полиции, поэтому возбуждение дисциплинарных дел и привлечение полицейских к ответственности невозможны.
Из этого вытекает, что любой сотрудник правоохранительных органов, который «ннапортачил», может просто уйти со службы, и за содеянное ему ничего не будет.
«Надеемся, что те, кто не выполнил свою работу, будут наказаны. А если действительно этот человек больше не работает, то понести соответствующее наказание должен тот, кто за этого человека отвечает», — выразила надежду потерявшая родных Марта.
Семья погибших получила только письмо с извинениями
Тогда родные погибших подали в суд на государство, и теперь известны результаты.
«Сначала как будто было виновата полиция, потом выяснилось, что судья не все сделал так, как надо, — рассказал законный представитель пострадавшей семьи Алдис Алликс. — Ничего не меняется в том смысле, что даже после 30 лет восстановления независимости один указывает на другого, третьего, государство несет коллективную ответственность, но нет имен и фамилий. Мое убеждение, мой опыт показывает, что у каждой халатности, у каждого недостатка есть имя и фамилия».
Сначала семья подала гражданский иск против Госполиции и системы МВД, затем — административный, однако это не принесло ожидаемых результатов.
«Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже много лет говорит, что страдания не всегда следует измерять в деньгах. Потерпевшему достаточно того, что ЕСПЧ установил, что заявителю причинен вред. Это непостижимо для моей логики. Тогда в уголовных делах суду будет достаточно того, что он установил, что кто-то кого-то убил, и тогда родственники убитого должны довольствоваться тем, что суд признал этот факт», — недоумевает Алликс.
Обращения семьи в различные инстанции не привели к компенсации за моральный ущерб.
«Вам, так сказать, будет достаточно извинений, потому что, по мнению министерства, страдания потерпевшего продолжались лишь с того момента, когда он или члены его семьи увидели ту или иную фотографию в профиле осужденного в Facebook, до момента, когда полицейские фактически выяснили, что [осужденный] не отбывает наказание», — пояснил Алликс.
Так что, по мнению суда, ничего серьезного не произошло. Семья получила лишь официальное письмо с извинениями.
Источник - rus.lsm.lv