Сегодня портал biznews.lv обсуждает перспективы долгового кризиса. И, в частности, приводит статью из The New York Times, которая анализирует перспективы шведской помощи. Она под вопросом.
«Я не считаю правильным, что мы вкладываем огромное количество денег шведских налогоплательщиков в Балтию», — сказал Торбьорн Беккер, директор Стокгольмского института переходной экономики.
Шведские банки выдали в виде кредитов в странах Балтии суммы, эквивалентные примерно 20% ВВП Швеции. Несколько лет назад это считалось «мудрым вложением средств». Теперь, согласно прогнозам Danske Bank, эти кредиты могут стоить Швеции от 2 до 6% ВВП, в зависимости от того, сколько заемщиков в странах Балтии не смогут рассчитаться по своим кредитам и разорятся во время нынешнего кризиса.
Бо Лундгрен, руководитель Шведского отдела государственных дебиторов, отметил, что страны Балтии представляют определенную угрозу стабильности шведской финансовой системы. Как очевидец кризиса в начале 90-х годов в шведской финансовой системе, Лундгрен уверен, что страна сумеет справиться с проблемами. «Но мы не сможем исключить необходимости дальнейших инъекций капиталов, — добавил Лундгрен. — Если государственная поддержка потребуется – мы должны быть к этому готовы».
Стоит отметить, что именно шведские банки внесли свой неоценимый вклад в развитие кризиса в Балтии, подкармливая «легкими кредитами» бум в недвижимости и строительстве. Раздутый мыльный пузырь недвижимости лопнул, оставив шведские банки с залогами и невыплаченными кредитами.
Шведский Swedbank, наиболее серьезно представленный в Балтии, в прошлом году в четыре раза увеличил сбережения на погашение проблемных кредитов. Швеция выставила первый защитный заслон своей банковской системы, выделив в страны Балтии «пакет спасения» в 1,5 млрд. крон (94,5 млн. латов) для поддержания ликвидности своих банков.
«Акционеры не поймут, если мы направим их деньги на спасение других стран. Кредитование во время рецессии сокращается, и мы будем действовать ответственно. Но это невозможно для любого игрока на рынке», — заявил Микаэль Ингландер, финансовый руководитель Swedbank, банка, который получает 17% его общей прибыли именно в странах Балтии.
Swedbank уже подключился к шведской государственной программе гарантий и увеличил капитал предприятия через предложения частным инвесторам. Шведское правительство также пытается повторно капитализировать банк Nordea, который уже был национализирован Швецией десятилетие назад.
Компания Skandinaviska Enskilda Banken, более известная как SEB, пока избежала необходимости обращаться за помощью правительства.
Аналитик Danske Bank Ларс Кристенсен заявил, что шведские банки должны заплатить за свой «разгул» в странах Балтии. «Это как выпить бутылку водки, а потом заявить: «Ух ты! Как же теперь избежать похмелья?» Но похмелье придет, это неизбежно»,— подвел итог Кристенсен. («It’s like drinking a bottle of vodka and saying, ‘Gee, how do I avoid a hangover?’» Mr. Christensen said. «You can’t.»)