Экс-заместитель директора департамента политики налогового и таможенного администрирования Минфина Владимир Вашкевич сможет выйти из тюрьмы как только его родные внесут на государственный счет нужную сумму. Адвокат Дзелме выразил надежду, что деньги у семьи Вашкевича найдутся — "возможно их внесут в понедельник".
Однако после этого потребуется отдельное решение суда, чтобы этот момент зафиксировать. И на это уйдет еще некоторое время.
Что касается сути дела, то защита по-прежнему настаивает:
— На Вашкевича ничего нет. Именно поэтому мы так и не получили официального объяснения, кому же он давал взятку, что именно ему вменяют. Пока этого не произойдет, Вашкевич не может давать никаких показаний. Но даже сегодня в суде, когда решался вопрос о мере пресечения, дознаватель Кузьма опять говорил только общие фразы, — комментирует разбирательство Юрис Дзелме.
Общий вывод защита делает такой:
— Решение об освобождении — вот оценка для нарушений, допущенных во время следствия.
После решения об освобождении под залог Владимир Вашкевича вывели из зала суда в наручниках, однако он улыбался и выглядел довольным результатом.
Напомним, что Владимир Вашкевич был задержан 31 января по подозрению в даче взятки в размере 50 000 евро. Возможно, директору Таможенного управления СГД Талису Кравалису. Но это только неофициальная информация.
Официально KNAB никаких комментариев по делу Вашкевича не предоставляет.
Он «потерял» фармацевтический компромат?
По неофициальным данным, в 2007 году Вашкевич получил материалы о том, что некая фармацевтическая иностранная компания платит и за лоббирование ее медикаментов в Латвии, и за личные траты своих представителей. Однако в начале этого года выяснилось, что официально переданная информация об этом в структурах СГД пропала.
Врач Андрис Бауманис послал заявление генпрокурору Эрику Калнмейерсу, из которого следует: доктор еще в 2006 году обращался в Финансовую полицию СГД с заявлением о «возможных незаконных схемах отмывания денег» латвийским представительством австрийской фармацевтической компании Sigmapharm Arzneimittel GmbH@Co KG.
В этом заявлении, среди прочего, указан счет в австрийском коммерческом банке, на который главе представительства Дите Баумане-Аузе — кстати, бывшей супруге Бауманиса — Sigmapharm Arzneimittel GmbH@Co KG каждый месяц перечисляла средства в размере 10—15% от оборота компании в Латвии. Далее эти деньги снимались в различных банкоматах в Латвии и тратились на лоббирование фирменных препаратов и на частные расходы. Кроме того, крупные суммы были сняты без уплаты налогов.
Также в заявлении сказано, что Баумане-Ауза в 2006 году вдруг погасила ипотечный кредит на несколько десятков тысяч в одном коммерческом банке Латвии, а также о нарушениях в связи с выплатой зарплат в конвертах.
Но никакой реакции от СГД не последовало, поэтому врач в 2007 году повторно обратился в Финансовую полицию с заявлением о новых фактах — Баумане-Ауза взяла новый ипотечный кредит в размере 150 000 евро, хотя ее официальные доходы вряд ли дают возможность позволить себе это. Также в заявлении была сноска на документы от Службы государственных доходов и Государственного агентства социального страхования, в которой была указана зарплата вдвое меньшая, чем были ежемесячные платежи по кредиту представительницы компании.
«Учитывая потенциальное влияние на дело свободных денег, доступных фармацевтическому бизнесу», в 2007 году Бауманис копии материалов дела передал Вашкевичу. Бауманис был семейным врачом семьи Вашкевича и использовал этот факт, чтобы обеспечить «более жесткий надзор процесса».
До прошлого года Бауманис ожидал «какого-то расследования по этому вопросу», между тем было ясно, что латвийская представительница австрийской фармацевтической компании продолжает жить далеко не по средствам.
Бауманис говорил, что она «продолжает по меньшей мере два раза в год всей семьей проводить двухнедельные отпуска вне Латвии, продолжает регулярно каждый месяц выплачивать ипотечный кредит банку Nordea, организовывать большие выставки своих картин и в Доме Черноголовых, и в Доме Менцендорфа, и в других местах в Латвии, автомобили представительства были успешно перерегистрированы на имя частного ООО Aperto и их с большой вероятностью в последние годы используют члены семьи, не платя налог на служебное авто и т.д.».
Ничем не закончилось обращение Бауманиса с аналогичными заявлениями и в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции, которому были предоставлены дополнительные детали о возможных финансовых схемах фармацевтической компании.
В KNAB Бауманис обратился в связи с «четко видными беззакониями и возможной коррупцией в Финансовой полиции СГД», так как «учитывая, что с момента подачи заявки прошли три года, а компания продолжает свою деятельность в Латвии по подобным схемам финансовых махинаций, возникает вопрос — рассматриваются ли заявления вообще и проверяются ли данные. Точно известно, что бывшая сотрудница латвийского представительства Сандра Лапиня не была допрошена в связи с уклонением от уплаты налогов филиала Sigmapharm Arzneimittel GmbHCo@KG в Латвии».
В заявлении также упомянуто «большое влияние фармацевтических компаний и лобби в латвийской политике и в Государственном агентстве лекарств при решении вопросов об обороте медикаментов, регистрации и других операциях, которые требуют значительных нелегализованных денежных средств».
Однако заместитель начальника KNAB Алвис Вилкс на эти размышления Бауманиса ответил, что материалы дела передаются генеральному директору СГД Нелли Ездаковой для оценки. «Это означает, что материалы о возможных коррупционных сделках СГД были направлены их исполнителям!» — прокомментировал ситуацию Бауманис.
В свою очередь в январе этого года Бауманису позвонили из аналитического отдела Финансовой полиции и сообщили, что его заявление, в том числе номер счета в австрийском банке, и другая информация утеряны.
«По информации о задержании Владимира Вашкевича я повторно звонил на горячую линию KNAB, чтобы узнать, есть ли какие-то подвижки в указанном деле и были ли материалы дела найдены во время обыска у упомянутых Владимиром Вашкевичем персон, но не получил конкретной информации», — пишет Бауманис в заявлении Калнмейерсу.
Генпрокуратура в четверг подтвердила порталу pietiek.com, что по описанному случаю проходят две проверки, в свою очередь женщина, которая ответила на звонок по найденному в Интернете номеру мобильного телефона Баумане-Аузы, после первого вопроса сказала: «Что же это за информация?» и прекратила разговор.