Суд откладывался, принимал решение о его принудительном приводе, однако г-н Белов сегодня так и не появился. Защита считает, что без него рассматривать дело невозможно. То есть, пропажа Белова — основание отложить процесс. Причем надолго.
Белов и «Субару « Вашкевича
Чтобы оценить последствияпропажи подсудимого Белова, напомним его роль в этом деле. По обвинительной версии Белов фигурировал в знаменитом эпизоде с поджогом «Субару» Владимира Вашкевича — экс-начальника Криминального управления таможни летом 2006 года. Итак: в начале лета 2006 года обвиняемый Раймондс Шталбергс «из личной неприязни к Владимиру Вашкевичу с целью его запугать» придумал план по причинению ему ущерба. План был разделен на ряд этапов. Первый: кража автомобиля. Этап второй: начинение его емкостями с горючей жидкостью. Этап третий: доставка «автомбомбы» к улице Экспорта, где работает Вашкевич, с намерением поджечь и уничтожить стоящую у здания Таможенного управления машину Subaru Impreza, на которой ездит Вашкевич.
Шталбергс привлёк к реализации плана своих знакомых – ранее многократно судимого Евгения Белова и Эдгарса Гулбиса, а также некое невыясненное лицо.
Команда взялась за реализацию. Вечером 27 июня 2006 года, встретившись у дома в Риге на улице Озолциема, Гулбис получил от Шталбергса задание: 28 июня 2006 года с 10 до 12 часов явиться в Ригу на Юглу к Этнографическому музею, взять у Белого автомобиль, угнанный последним. В случае, если остановят дорожники — показать своё служебное удостоверение. Далее — перегнать машину в район улицы Ганибу дамбис и передать невыясненному лицу – исполнителю заключительного этапа плана. Последнему Шталбергс поручил доставить канистру с горючей смесью к рабочему месту Вашкевича и совершить, собственно, поджог.
Всё прошло по плану: наутро на Бривибас гатве 448, за сгоревшим зданием, якобы произошла встреча Евгения Белова и Гулбиса. Офицер принял от Белого ранее похищенный автомобиль VW Jetta, перегнал его на стоянку магазина Rimi на улице Пулквиежа Бриежа, и 12:30 передал его третьему соучастнику. Тот, в свою очередь, получил от Гулбиса ключи, сунул в багажник канистру объёмом 20 литров, наполненную смесью бензина и дизельного топлива, и около 13:00 явился с этой машиной к зданию Криминального управления таможни СГД.
Там он поставил авто возле Subaru Impreza Вашкевича, положил привезенную канистру с упомянутой горючей смесью к водительской двери автомобиля Вашкевича, поджег бумагу, расположенную в горлышке канистры — и сбежал. Единственное, что спасло машину — слишком раннее обнаружение канистры охраной. Её отволокли на проезжую часть и загасили огнетушителем.
Итог эпизода: потерпевшему Вашкевичу был причинен материальный ущерб на сумму 100 латов (обгоревший лак на машине).
После заседания адвокат Гулбиса Агнесе Свике пояснила нам следующее:
— На мой взгляд, выделить в отдельное судопроизводство «дело Белова» — невозможно. Дело разделять нельзя, иначе невозможно установить истину. Однако решение по этому вопросу будет принимать суд.
Пока суд отложен — до 7 сентября. Что делать с делом Гулбиса — откладывать или разделять — очевидно, решится через две недели.
Для справки
Эдгарсу Гулбису вменяется: 1) содействие поджогу машины Вашкевича; 2) две взятки; 3) две подделки — диплома об образовании и брикета тротила и 4) клевета на полицейских, которые его задерживали.
Раймонду Шталбергсу в этом деле вменяется: 1) организация поджога машины Вашкевича; 2) кража документов.
Недавно, после изменения законодательства, отменившего институт присяжных заседателей, защита потребовала, чтобы дело рассматривали трое профессиональных судей. Таким образом, если это ходатайство было бы удовлетворено, процесс пришлось бы начинать заново. Но суд защите в этой просьбе отказал.
На фото — пострадавшая Subaru Вашкевича.