Страницы:
Как заплатили "посудомойке"
Журналист передачи "Запрещенный прием" в 2017 году около пяти месяцев проработала в Tokyo City посудомойкой, получая часть зарплаты «в конверте» и задокументировала нарушения. С этого, собственно, и началось "дело Tokyo City".
Ещё во время собеседования потенциальной сотруднице намекнули, что часть зарплаты начисляют на карту, а часть выдают в конверте — и во время разговора с коллегами это подтвердилось. По такой системе платили и посудомойкам, и уборщикам, и официантам, и поварам, и их помощникам, и барменам — и тем, кто готовит суши.
«Ну, какие три сотни будут на карточку, и сотню дают в конверте, ну, так... Не обязательно сотню, каких 120-130, ну, так делают примерно», — рассказала работница кухни своей новой коллеге.
Другая посудомойка пояснила: «в бухгалтерии сами решают, сколько на карту и сколько в конверте, бывает, большая часть на карту и меньшая — в конверте».
«Конвертную» часть директор конкретного филиала, где проходило журналистской расследование, выдавала в определенный день: у ее кабинета, где находится сейф с наличными, выстраивается очередь, чтобы получить зарплату.
Журналистка получила тогда такие суммы за апрель (напомним, это был 2017 год) — полный месяц она еще тогда не отработала: на карту перечислили 121 евро, в конверте — 23. За май на счет поступило 208 евро, в конверте выдали 67. В июне — 262 евро, на руки через три дня — еще 18.
«Мы стараемся по максимуму платить на счет, сколько можем, и есть остальная сумма... Просто, сколько часов мы можем делать максимально официально, столько мы пытаемся делать, а эти остальные... Чем больше ты работаешь, тем больше у тебя эта вторая сумма получается. Если ты меньше работаешь, то больше на карточку приходит, чтобы общее количество было», — так директор пояснила систему новой посудомойке.
С июля часовую ставку немного увеличили — до 2,56 евро. Зарплата же по-прежнему была в конверте, поскольку «если бы мы тебе официально [платили], то у тебя вообще было бы меньше 2 евро», пояснила директор.
«В принципе, если убрать налоги, просто... ставка такая, ну, совсем маленькая, поэтому мы пытаемся, чтобы хотя бы эта вторая часть была», — добавила директор.
Николай Кудрявцев, "Сегодня"