Мнения по поводу «отказного документа» разошлись: обвинение считает, что ничего не изменилось — ведь свидетель был допрошен несколько раз. Защита, понятно, расценивает ситуацию иначе...В общем, послушать свидетеля в суде было бы крайне любопытно. Но поздно.
«Мне угрожали тюрьмой»
Итак, что говорится в заявлении покойного:
«Я, Юрис Шкибелис, отказываюсь от всех показаний, которые я давал в Вентсписе и Риге в связи с делом по обвинению мэра Вентспилса Айвара Лембергса».
Основание: во время следствия на него было оказано давление.
«Во время разговора я был очень взволнован, так как мне угрожали тюремным сроком за дачу взятки... Однако, сходив домой, и все обдумав и взвесив, понял, что подписал протокол, не обдумав его содержание».
Чем показания Шкибелиса важны: они позволили «притянуть к делу» одного из подсудимых — Ансиса Сормулиса, считает защита. И таким образом бизнесмену отомстили за то, что он не сломался и не начал рассказывать «сказки» о вымогательстве долей капитала в 1993-1995 годах.
На что защита еще обращает внимание: отказное заявление Шкибелиса было отправлено 17 февраля 2009 года — через день после того, как в Рижском окружном суде началась «тяжба века». Однако Шкибелиса 4 с половиной года не вызывали на допросы, — подчеркивает nra.lv. Недавно его похоронили, и адвокаты подсудимых негодуют: допрос свидетеля преднамеренно затягивали.
Вымогательство, которое не признают
Теперь немного о самом вымогательстве долей SIA Lat Transnafta, свидетелем которого оказался Шкибелис.
О чем идет речь: в феврале 1995 года несколько предприятий (Naftas parks–100, Banka Baltija, SIA Man–Tess, SWH Riga Zurich AG, Ost Trading&FinanceLtd.) и Владимир Крастиньш подарили доли SIA Lat Transnafta компании Kaywood International. В результате офшорка получила почти треть долей SIA Lat Transnafta — 31%.
Гораздо позже, уже в начале 2008 года (в разгар конфликта с мэром Вентспилса) трое из участников сделки вспомнили: таким образом у них вымогали взятку в пользу Лембергса. Остальные участники событий категорически отрицали факт вымогательства.
Шкибелис оказался участником дела потому, что Лембергс «в неустановленное следствием время» дал задание Сормулису запросить к директора Naftas parks–100 Шкибелиса доли капитала SIA Lat Transnafta. Сормулис это задание «в неустановленное следствие время» выполнил и Шкибелис свои доли отдал.
Защита считает, что прокуроры проигнорировали такой факт: директор Naftas parks–100 не мог кому-то подарить доли, так как они ему не принадлежали. У компании были акционеры, которые могли решать об отчуждении долей дочернего предприятия. В то время акционерами Naftas parks–100 былииSWH Rīga (35%), Ventspils nafta (30%), Ventrans Rīga (30%) и Вентсписсская дума (5%).
...В своем отказном заявлении Шкибелис подчеркнул: «Я всю жизнь честно работал и не вижу, почему мне может угрожать тюремное заключение или нужно было бы давать показания о событиях или делах, о которых я не знаю».
«Допрашивайте пока не умерли!»
Сторона обвинения уже сообщила: на ход дела смерть свидетеля не повлияет.
— Свидетель был допрошен несколько раз, — пояснил журналистам прокурор Юрис Юрисс.
Защита же просит суд поскорее допросить свидетелей, с которыми в силу их возраста и болезней тоже могут отправиться в лучших мир. Ведь это единственные очевидцы событий 20-летней давности. А с учетом наших «судебных долгостроев», которые затягиваются на десятилетия, шансы их выслушать в суде не очень велеки.
Новые улики: пленки из Дании
Сегодня в Рижском окружном суде рассматривался еще один важный вопрос: суд должен был решать, присоединять ли к делу материалы прослушки, которую проводили датские спецслужбы.
Эти записи, по мнению прокуроров, доказывают право собственности Айвара Лембергса и его сына Анрийса в различных компаниях, зарегистрированных в Латвии и за рубежом.
Записи были сделаны 16 и 17 июня 2005 года в копенгагенском отеле D'Angletere.
В подслушанных разговорах участвовали не только обвиняемые, но и ряд других лиц, проходящих по делу Лембергса в качестве свидетелей. Например, дочь вентспилского мэра Лига Лемберга, швейцарский адвокат Рудольф Мерони, бизнесмен Олафс Беркис и адвокат Гинтс Лайвиньш-Лайвениекс.
То, что голоса на записи, скорее всего, принадлежат вышеназванным людям подтвердила экспертиза.
Судя по фрагментам разговора, которые в зале суда выслушали прокуроры, главной темой встречи были возможные изменения в составе акционеров компании Ventbunkers.
— Там говорится, к примеру, о Ventbunkers, Latvijas naftas tranzīts, Ostas flote, — пояснил журналистам прокурор Юрис Юрисс. — Это доказательства подтверждают, что дети Лембергса связаны с этими структурами. Одновременно по этим аудиозаписям становится понятно, что фактически Айвар Лембергс и Ансис Сормулис с самого начала знали о схеме отмыва и сами её создавали и обсуждали.
По мнению прокурора, записи подтверждаются и показаниями свидетелей.
— Если эти люди говорили, что Лембергсу и его детям что-то принадлежит, и мы это видим из конкретных документов, то здесь, в разговоре, слышно, как сам Лембергс об этом говорит. Его адвокаты, к примеру, были весьма агрессивно настроены по отношению к Янису Блажевичу и пытались опровергнуть его слова, что он когда-то что-то продал Лембергсу в связи с Ventbunkers. Однако на пленке слышно, как Лембергс сам рассуждает, за какую сумму он готов купить у Блажевича часть Ventbunkers. Речь идет о 50 миллионах.
Ещё один нюанс, на который пролили свет пленки: Лембергс якобы созванивался с тогдашним премьером Айгаром Калвитисом. По мнению прокуратуры, это подтверждает масштабы влияния Айвара Лембергса.
...Защита выступает против присоединения к делу датских прослушек. Адвокаты подолгу излагали свои мнения о том, можно ли считать их законным доказательством в Латвийском суде. По их мнению — никак нельзя. Ибо речь идет о гостайне, допусках, процессуальных вопросах и пр.
Промежуточный финиш
Судья Гейман объявил, что вынесет свое решение о присоединении или неприсоединении материалов прослушек позже. Следующее заседание по делу назначено на 1 октября.
Для справки: за что их судят
Айвара Лембергса обвиняют сразу по нескольким статьям, в том числе за взятки в особо крупных размерах, за легализацию средств, полученных преступным путем, за служебный подлог, за участие в сделках с собственностью, в которых мэру Вентспилса было запрещено участвовать из-за его служебного положения. На скамье подсудимых в этом деле кроме мэра Вентспилса находится его сын Анрийс Лембергс и бизнесмен Ансис Сормулис.
Позиция подсудимых такова: они не понимают, за что их судят, и категорически не признают предъявленные им обвинения.
На фото: Айвар Лембергс и прокурор Юрис Юрисс.