Карлис Микельсонс подчеркнул: он до сих пор не понимает, в чем его подозревают.
— По поводу сделок с ТЭЦ-2 — покажите мне хоть одно мое единоличное решение. Продажа недвижимости? Я никогда не отрицал, что в 2007 году продал её. Цена для того времени вполне адекватна. Мне вменяют действия в группе с ещё шестью людьми. Одного из них я просто не знаю. С остальными знаком, потому что в нашей сфере деятельности — энергетике — ты должен всех знать, иначе просто невозможно работать. Моё мнение: это дело — политическая игра на высоком уровне. Но я не знаю, кому перешел дорогу.
По его предположению, в деле может быть замешаны как восточный сосед — Россия, так и участники энергетических рынков других стран Балтии или Северной Европы. Фоном к этому процессу идет возможная приватизация Latvenergo...
— Когда-то придется отдавать деньги МВФ, Всемирному банку и Европейскому сообществу. С неба эти деньги не упадут. Мое личное мнение: у нас попросят что-то продать, — говорит Карлис Микельсонс.
Ранее он также обращал внимание на такой момент:
— Бизнес щепы — кому он в основном принадлежит в Латвии? Гарантирован сбыт, гарантирован по рыночным ценам! Я же понимаю, почему поднялся крик о топливе из опилок для второго блока ТЭЦ-2. Кто платит, тот и заказывает музыку, — заявил Микельсонс.
И сейчас в разговоре с нами он не отрицал, что ищет истоки своего дела и в этой сфере. Он напомнил, что до начала строительства второй очереди ТЭЦ-2 активно велись разговоры о строительстве в Лиепае новой электростанции на твердом топливе.
О планах на будущее г-н Микельсонс говорит твердо:
— Буду искать работу. Без работы я не могу. Но пока не за границей — выезжать мне запрещено.
Кстати, по его мнению, зарплата руководителя Latvenergo — неадкватно низкая, поэтому на эту должность «никто не хочет подписываться».
— Спасибо тем, кто дал деньги на залог, — заявил также он. — У меня много друзей. Мы ничего не просили — друзья сами помогли.
Как его освободили
Из Центральной тюрьмы Карлис Микельсонс вышел в минувший четверг с вентилятором и мини-холодильником. Его встречала жена Лайла, помощник адвоката и еще несколько человек. Он отказался отвечать на вопросы журналистов. Его супруга Лайла Микельсоне также отказалась сообщить журналистам, кто были люди, собравшие для бывшего президента Latvenergo деньги на уплату залога — 50 000 латов.
Лайла Микельсоне лишь сообщила прессе, что с деньгами помогли родственники, друзья и знакомые.
Сейчас подозреваемый Микельсонс находится под несколькими мерами пресечения: ему запрещено выезжать из страны, приближаться к определенным лицам и местам, а также занимать определенные должности.
Напомним, супруга Карлиса Микельсонса накануне отнесла в суд квитанцию об уплате залога в 50 000 латов. Сразу же после этого суд принял решение об освобождении его из-под стражи. Далее это решение было отослано в Центральную тюрьму.
Его адвокат — Эгон Русанов — после заседания суда, на котором было принято решение о залоге, пояснил журналистам: он предложил суду отпустить его клиента за 15 000 латов, так как именно эту сумму можно было собрать при помощи друзей Микельсонса. Однако суд посчитал нужным потребовать больше.
Поддерживать Микельсонса в суд пришли его друзья и супруга — Лайла Микельсоне. Она заявила прессе следующее:
— Решить вопрос с деньгами за секунду невозможно. Это будет нелегко, но мы постараемся.
Микельсонс подал иск на Латвию
Что касается самого уголовного дела, то по словам Эгона Русанова, ему подозрения в отношении Карлиса Микельсонса по-прежнему «кажутся неконкретными».
Ранее адвокат уже заявлял: он не понимает суть происходящего расследования по так называемому «делу Латвэнерго» и допускает, что правоохранительные органы ищут «что-то другое».
«Возможно, у KNAB есть какие-то подозрения, есть свое мнение. Может, они ищут что-то другое. Но то, что известно защитникам, как-то очень неконкретно», — уже не раз заявлял защитник журналистам. Он допускает, что могут быть и другие мотивы задержания Микельсонса. Не исключено, что политические.
По словам Русанова, в «деле Латвэнерго» KNAB нарушил закон, проводя несанкционированные обыски.
По поводу этих и других нарушений Карлис Микельсонс через своего защитника в минувшую пятницу — 13 августа — подал в Европейский суд по правам человека иск против Латвии. В нем, в частности, указано: власти нарушили права Микельсонса знать, почему он находится под арестом, а также его право на ознакомление с материалами дела.
Напомним , KNAB вменяет президенту Latvenergo Карлису Микельсонсу злоупотребление служебным положением и отмыв — преступные деяния, которые совершались, начиная с 2006 года. KNAB считает, что в деле Latvenergo легализовано 1,13 млн евро, полученных нелегальным путем. Как сообщил Андрис Витенбургс, представители госпредприятия, злоупотребляя своим служебным положением в корыстных целях, обеспечивали благоприятные решения по закупкам и реконструкции ряда объектов для частных предприятий.
Должностные лица Latvenergo и владелец частного предприятия по предварительному сговору организовали легализацию полученных преступным путем средств в крупных размерах, используя латвийские и зарегистрированные за рубежом предприятия. Таким образом было легализовано не менее 1,13 млн евро.
Полученных доказательств, по словам Витенбургса, достаточно, чтобы признать руководящих сотрудников Latvenergo подозреваемыми в отмывании денег в крупных размерах.
Всего в рамках этого дела KNAB задержал семь человек: Микельсонса, его заместителя Айгара Мелько, председателя правления АО «Садалес тиклс» Ивара Лиузиникса и его заместителя Андрея Сталажса, технического руководителя «Садалес тиклс» по восточному региону Эдгара Витковскиса и двух частных лиц.