Само это дело оказалось непростым. В нем фигурируют: уклонение от уплаты налогов на сумму в 50 миллионов латов, отмыв на 340 000 латов, провоз через латвийскую границу в конверте 100 000 евро, попытка побега с разбитой машиной, стертые «прослушки», и даже — косвенно — некий бойцовский клуб. Ну и, разумеется, «оборотни в погонах» — консультанты из СГД.
В разговоре со следователями экс-полицейский Иво Вите отрицал, что деньги, найденные в его машине сотрудниками KNAB — это была взятка. По его словам, деньги принадлежали эстонскому бизнесмену, который поросил сотрудников СГД оказать ему услугу. А именно — провести некоторую сумму через границу. Таким образом деньги никак нельзя считать взяткой. Это, по мнению обвиняемого, была инкассация, за которую они с коллегой (Пилагсом) получили вознаграждение.
В разговоре с нами обвиняемый Алвис Пилагс (на снимке) также категорически отрицал свою вину. По версии второго подсудимого, его с коллегой просто подставили.
— По моему мнению, это дело — следствие «ментовских войн», которые бушевали в 2008 году между KNAB и СГД, — сообщил г-н Пилагс после прошлого заседания kriminal.lv. — Его начали, когда Владимир Вашкевич еще был у власти — возглавлял Криминальное управление таможни. Все охотились за всеми. Сотрудникам KNAB с одной стороны нужно было провести громкую операцию, чтобы показать успешность своего учреждения, а с другой стороны — подловить сотрудников СГД. Кого конкретно — было неважно. Попались мы с коллегой.
Громкое задержание
Все началось 13 ноября 2008 года — с задержания у аэропорта «Рига». Представители KNAB тогда сообщили прессе: двое сотрудников Финансовой полиции СГД схвачены в связи с пособничеством «отмыву» в размере 340 000 латов. За это они получили вознаграждение в размере 6800 латов.
Задержание было шумным: один из подозреваемых попытался сбежать, как результат — его машина оказалась разбита.
Что вменяли тогда подозреваемым: «финансисты» помогали «осуществлять противозаконные действия» неким бизнесменам, которые уже попали в поле зрения правоохранителей. А именно: способствовали получению налички из оборота предприятий – то есть помогали уклоняться от уплаты налогов.
В чем заключалась помощь: пользуясь сведениями из базы данных СГД, будущие подсудимые давали советы, как лучше всего скрыть следы «мывочной схемы» — за взятки обеспечивали «крышу» для неких предпринимателей.
...Однако это была только первоначальная информация. Во время следствия фабула дела несколько поменялась.
50 миллионов: как не платить?
До суда дело дошло уже в откорректированном виде.
Итак, по версии обвинения, бизнесмены Дмитрий Миронов и Владимир Винкс (они представляли неких российских предпринимателей), стали искать выходы на финансовых полицейских в связи с крупным инвестиционным проектом — строительством железной дороги.
Через знакомых они вышли на этих полицейских (Пилагса и Вите) и попросили у них консультации по «не совсем законным поводам», среди прочего — по уклонению от уплаты налогов на сумму 50 млн латов.
Пилагса и Вите теперь за это и судят. Конкретно Алвису Пилагсу вменяется взяточничество, злоупотребление служебным положением, пособничество уклонению от уплаты налогов и распространение секретных сведений.
Сам подсудимый Пилагс настаивает на своей версии: его с коллегой подставили.
— Меня просто попросили о консультации, — заявил он в разговоре с kriminal.lv. — Я опытный юрист с тремя высшими образованиями, почему я должен был отказываться? — возмущается Алвис Пилагс. — У нас было 4-5 встреч с этими якобы представителями инвесторов. Как оказалось, мы говорили с ними под запись. Но проблема в том, что на этих «прослушках» нет ничего криминального. По поводу уклонения от уплаты налогов на 50 миллионов, например, доказательства сводятся к следующему: свидетель Винкс дает показания: «Я записал разговор встречи, во время которой я высказал намерение уклониться от уплаты налогов на 50 млн латов. Но по техническим причинам запись этого разговора не удалась». И дальше идет его пересказ, который нас якобы компрометирует.
То есть: свидетель рассказывает, что у него были намерения уклониться от уплаты налогов на 50 млн латов, а мы это, якобы, «интеллектуально поддержали» (так и сказано в обвинении). При этом, реально никакого уклонения не состоялось, ущерба — нет, даже проверок никаких не проводилось. То есть: меня судят за пособничество абсолютно гипотетическому уклонению.
И все в деле так. Это мы сейчас знаем, что Владимир Винкс — несколько раз судимый человек, у которого в итоге отняли право заниматься предпринимательской деятельностью. По моему мнению, он просто стал провокатором, пытаясь уклониться от своих проблем с законом. Просто была договоренность с прокуратурой или KNAB, что они искуственно создадут ситуацию и смогут задержать должностных лиц СГД. Ими оказались мы. Но мог быть кто угодно.
Передача 100 000 у Rimi
В доказательство своих слов о провокации Алвис Пилагс приводит ещё один эпизод, который сейчас отсутствует в уголовном деле.
— Во время наших разговоров с «инвесторами» Винкс попросил нас привезти деньги из Эстонии. Якобы из соображений безопасности. Мы согласились. А что в этом такого? Мы встретились с ним в Пярну, у Rimi. Там на улице он дал моему коллеге конверт со 100 000 евро и мы поехали назад. (Встреча, понятно дело, записывалась, сейчас только остается открытым вопрос о законности оперативного эксперимента на территории чужой страны). Мы приехали в Ригу и в кафе у аэропорта передали деньги Винксу, который был уже на месте. После этого нас задержали.
Потом выяснились любопытные вещи: как сказано в материалах дела, 100 000 евро Дмитрий Миронов как частное лицо дал оперативнику KNAB, тот, в свою очередь, выдал их Владимиру Винксу. Тот, в свою очередь, отвез деньги в Пярну и отдал их нам, чтобы мы отвезли их в Латвию. При этом, он должен был заплатить нам гонорар за услуги — 1000 евро. И вот их уже выдали из денег налогоплательщиков... Ведь сам Винкс указывает в показаниях: «1000 евро мне дали должностные лица KNAB».
Итогом этой поездки для «финансистов» стало... административное дело.
— Уголовное дело пришлось закрыть — состава преступления не нашли, суд расценил поездку как вполне легальную гражданскую сделку — договор о подряде. Административное же дело было начато из-за того, что мы не сообщили об этом подряде своему начальнику, то есть — нарушили закон о предотвращении конфликта интересов. Так что в этом году, когда рассмотрение закончилось в Верховном суде, мне начислили штраф — 65 латов.
Задержание с погоней
И о самом задержании с «попыткой бегства».
— Все было не так, — говорит Алвис Пилагс. — После передачи конверта мы с коллегой направились каждый к своей машине. Только я сел в свою - меня и задержали. А коллега успел тронуться с места. Тут-то кнабовцы и проявили непрофессионализм: они должны были заблокировать его машину. Но не получилось, так что они просто въехали ему в бок. Это потом журналистам сказали, что подозреваемый бросился бежать — просто, чтобы прикрыть свой непрофессионализм.
Посредники в шоке
Процесс, который длится вот уже 5 лет, продолжается. На днях в деле выступили свидетели, которые и свели Алвиса Пилагса с Владимиром Винксом. Один из них — Владимир Крикет, глава одного из бойцовского клубов в Риге. рассказал суду следующее:
— У меня большой круг знакомых, одному из них потребовалась юридическая консультация – он сам был из Москвы, но хотел заняться бизнесом в Латвии, вложив тут деньги. Я обратился к своему другу Нормунду, тоже спортсмену, он и подсказал мне Алвиса Пилагса. Далее моей задачей было свести всех этих людей вместе. На той встрече я и увидел Алвиса, с которым, как оказалось, мы были давно знакомы. Опять же – по спорту, он тоже был тренером. Я знал, что он изучал юриспруденцию, имел специальное образование и работал в полиции. На встречу Алвис пришёл не один, а с коллегой.
— Как я понял, у них в итоге «ничего не получилось», — подытожил свидетель.
Ту же историю рассказал и второй свидетель, Нормунд Страуме, добавив следующее:
— Пилагса я знаю давно, около 12 лет. У нас были нормальные отношения, мы дружили семьями. С Крикетом мы знакомы по бойцовскому клубу, тоже лет 5 уже. И когда Владислав обратился ко мне с просьбой посоветовать кого-то, кто может дать профессиональную общую юридическую консультацию, я тут же вспомнил о Пилагсе. У него 3 высших образования, лучшего кандидата я не знал. Таким образом я свёл Пилагса с тем, кому нужна была помощь, — с Владимиром Винком, его имя я узнал лишь позже. Мы встретились в аэропорту: Алвис Пилагс и его коллега Иво, я, Владимир и ещё один человек. А потом я уехал. О том, что против Алвиса начат процесс, я узнал позже из Интернета. И у меня был шок.
Пока в деле объявлен перерыв до конца октября. Алвис Пилагс заявил нам, что готов бороться до конца:
— Если прокурор не откажется от несправедливых обвинений, то я пойду до Сената, а там — в Европейский суд по правам человека. Ведь этот процесс — настоящий абсурд. Меня судят за простые консультации. Если так, то нам нужно задерживать 90% адвокатов, 50% прокуроров и не говоря об остальных людях, которые в семейном кругу обсуждают, как им уменьшить налоги или купить что-то подешевле.
Промежуточный финиш
Судебный процесс продолжается - идут допросы свидетелей. Из-за затяжной болезни обвиняемого Иво Вите его часть выделена в отдельное судопроизводство.
На снимке: Алвис Пилагс в суде. Фото kriminal.lv