Долги и маленькая зарплата
Фоном к этой трагедии идут рассуждения в СМИ о кризисе и проблемах с долгами. Так, адвокаты задержанных братьев Христофориди, «альфовцев» Леонида Конюхова и Арво Жагарса действия своих клиентов объясняют следующим образом: «У всех нападавших – семьи, крупные кредиты и маленькие зарплаты. Мы их не оправдываем, но свои материальные проблемы они попытались решить ограблением».
Однако погибший капитан Знотиньш жил на ту же зарплату, что и нападавшие. Он тоже взял кредит, вот только для того, чтобы его отдать, не отправился бандитствовать
В 2009 году Знотиньш заработал в полиции 6344 лата. В 2008-м взял кредит – 13 773 евро. Стоит отметить, что доходы Андриса Знотиньша при этом, как и у всех полицейских, сократились: в 2007 году, когда он подрабатывал охранником, его суммарный заработок в итоге составил всего 7882 лата. Ниже — данные из деклараций о доходах нападавших. Как мы видим, они вполне сопоставимые с доходами погибшего капитана:
Денис Христофориди – 44 906 евро (31 559 латов), при этом его официальная зарплата составляла 253 лата в месяц. За 2009 год он заработал 6303 лата.
Леонид Конюхов к 2009 году задолжал 9524 евро (6693 лата). Единственным доходом Конюхова в 2009-м были 5988 латов – зарплата, полученная от Рижского регионального управления Госполиции.
Павел Христофориди и Арво Жагарс официальных долгов на момент нападения вообще не имели. Впрочем, это не помешало принять участие в расстреле коллег.
Капитан с добрым сердцем
Как выяснилось, в день ограбления капитан Знотиньш вполне мог отказаться от участия в погоне за вооруженными бандитами. По неофициальной информации, в день трагедии Знотиньш должен был заступать на смену в участке Виеситес (это 20 км от Екабпилса в сторону литовской границы) в 10.00 утра. Но когда около 9 утра в дежурную часть поступил вызов об ограблении игорного зала Fenikss, он не задумываясь отправился на место ЧП. Как участковый он не сдавал оружие, поэтому и вызвался помочь двум своим коллегам. Эта инициатива оказалась роковой для капитана.
Впрочем, такое поведение было характерно для Знотиньша. Как вспоминают коллеги, Андрис Знотиньш был человеком очень прямым и до конца верил в букву закона. Его даже просили «быть помягче и посговорчивее», но он предпочитал все делать по совести.
— Андрис был безобидным. Он был полицейским с добрым сердцем. Отзывчивый, старательный, особенный, — со слезам на глазах рассказывают коллеги погибшего Инга и Малва.
Депутат Сейма Виталий Орлов («Центр согласия») уроженец здешних мест, ситуацию комментирует так:
— Коллеги отзываются о нем, как о правдолюбивом, пожалуй, даже излишне прямом человеке. Характерный штрих: перед смертью его мама долго болела, и Андрис взял на себя всю заботу о ней. Что, как мы понимаем, было нелегко — женщине ампутировали ноги. Ухаживать за такими больными — тяжкий крест, но Андрис не жаловался.
Почему они стреляли
В этом деле еще много непонятного. Например, следствие до сих пор не установило, кто виновен в гибели Андриса Знотиньша. Коллеги задержанных полицейских склоняются, что стрельбу открыли тукумсские полицейские.
— По нашим данным, «альфовцы» не стреляли, — заявил нам один из сотрудников спецподраздения. – Первыми стрельбу в зале открыли эти тукумсские, в ответ на требование приехавших полицейских сдаваться.
Кстати, о братьях Христофориди в их родном городе Тукумсе отзываются не очень лестно: по ним велись служебные проверки, их давно хотели «попросить» из органов. Денис ранее работал в патрульной службе при Тукумсском участке, а Павел – в Юрмальском участке Госполиции.
— Они не были порядочными полицейскими. Определенно, они не были и стражами порядка, — вспоминает о братьях Христофориди их коллега из Тукумсского участка.
Любопытен и такое вопрос: почему полицейское открыли огонь на поражение? Ведь они могли просто ранить преследователей, хотя бы для того, чтобы не усугублять своего положения в будущем.
— В стрессовой ситуации трудно понять, что у человека в голове происходит: ширма закрывается и все, — говорит один из друзей задержанных «альфовцев». – Когда стреляют, оно ведь как: либо ты попал, либо попали в тебя.
Похороны героя
К 14.00 на городском кладбище почтить память погибшего полицейского собрались: президент страны Валдис Затлерс, глава МВД Линда Мурниеце, начальник Госполиции Артис Велшс, а также другие должностные лица. В городе был объявлен траур. После похорон же стало известно, что 50 000 латов компенсации за Знотиньша никто не получит. У него просто не оказалось близких родственников.
Министр МВД распорядилась вывесить в полицейских участках по всей стране флаги в траурном оформлении. Когда тело Андриса Знотиньша опускали в землю, сотрудники полиции по всей стране остановили свои автомобили и на 20 секунд включили сигнал тревоги, отсалютовав своему погибшему коллеге.
Капитул ордена Виестура принял решение наградить Андриса Знотиньша посмертно.
Биография капитана
Андрис Знотиньш родился в 1977 году. Рано потерял родителей.
С 2000-го Знотиньш служил в полицейском управлении Екабпилсского района, 1 сентября 2009-го пошел на повышение – был назначен старшим инспектором участка Виеситес. В этом же году окончил Латвийскую полицейскую академию. По отзывам коллег, был примерным полицейским и хорошим человеком.
Андрис Знотиньш не имел ни семьи, ни родителей, а также не был женат.
Министр внутренних дел Линда Мурниеце распорядилась выплатить родственникам Знотиньша 50 тысяч латов. Однако теперь выясняется, что отдать деньги просто некому – родных первой степени у него не осталось.