Тут стоит напомнить основные вехи скандала. В минувшем сентябре LTV опубликовало внутренний документ Госканцелярии в связи с судом airBaltic и бывшего владельца авиа-компании Бертольда Флика. Заместитель руководителя юридического департамента Госканцелярии Ивар Меконс впоследствии сообщил: документ был «слит» из-за интересов «конкретной узкой экономической группы» в связи с делом о рейдерстве. В результате неблагоприятного исхода этого дела, Латвии придется заплатить 50 млн латов.
Опасность нового иска против Латвии
В сообщении Госканцелярии говорилось: ситуация вокруг эстонской фирмы Wind One вызывает обоснованные опасения в том, что против государства в ближайшее время будет начат процесс на сумму несколько десятков миллионов латов.
По мнению Госканцелярии, международный арбитраж может счесть, что государство в лице правоохранительных учреждений «допустило экспроприацию принадлежащего Wind One бизнеса возобновляемых ресурсов».
В документе сообщается, что имущество компании Winergy (крупнейший совладелец фирмы — Wind One) пытался перенять в свою собственность Norvik banka, в котором оно было заложено. Управляющим этого имущества был назначен владелец ООО Jaunpagasts plus Донат Вайтайтис, у которого в банке зарегистрирован крупный коммерческий залог. Одновременно был начат уголовный процесс, в рамках которого на имущество эстонской фирмы наложен арест.
В общем, банк подозревают в рейдерстве, эстонцы возмущены и готовы подать иск, требуя защиты инвестиций.
«Эстонские миллионы»
Тут любопытно разобраться, о каких инвестициях, собственно, идет речь. Портал Pietiek опубликовал два сообщения аудиторов, из которых можно сделать вывод: инвестиций «эстонского происхождения» в деле всего на 2556 евро. Остальные «инвестиции» — это капитализация долговых обязательств Winergy перед Wind One на сумму 7,915 млн латов.
В одном сообщении Deloitte Latvia упоминается, что единственный существенный источник финансирования Energy Ventures и Wind One, это банковские средства для покупки ветровых генераторов. И в таком случае называть эти деньги эстонскими инвестициями нет оснований.
Во втором сообщении Deloitte Latvia сказано, что единственная хозяйственная деятельность Wind One с момента основания 26 ноября 2010 года до 31 декабря 2011 года — это получение займа в размере 10 675 000 евро от Energy Ventures и передача этой суммы дальше.
Именно эту сумму Wind One выдал фирме Gilovigi (так прежде называлась фирма Winergy) и капитализировал, став владельцем контрольного пакета Winergy.
Банк Norvik banka, в свою очередь, пояснял полиции: есть основания подозревать, что Energy Ventures выдала кредит Wind One, который дальше его передал Winergy, которая деньги перечислила назад в Energy Ventures. На самом же деле финансирование банка украдено мошенническим путем.
Ещё и приговор
Появился и ещё один аргумент в пользу версии о мошенничестве: член правления Winergy Андрус Петерсонс в 2006 году в Стокгольме был приговорен к 2,5 годам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов. Кроме того, суд на 6 лет запретил Петерсонсу вести хозяйственную деятельность.
Дело было начато после того, как шведская финансовая полиция заметила: в обменных пунктах идет обмен денежных переводов на наличные в особо крупном размере. Было задержано множество людей, против Петерсонса были свидетели, которые рассказывали о мывочной схеме.
После этого Петерсонс был задержан в Таллине.