По словам свидетельницы, она много слышала о том, как проще всего провести проект через Рижскую думу – с помощью денег. Упомянула она и такой момент: если заплатить взятку, можно получить разрешение на строительство даже без детальной планировки.
А потом дама сама столкнулась с коррумпированной системой городских властей. А именно: к ней пришел клиент – Михаил Ульман. По словам архитектора, он уговаривал ее дать взятку руководству Департамента развития города, чтобы ускорить работу – мол, «все так делают, чего уж?» Будучи человеком твердых принципов, г-жа Друпа отказалась от такого решения проблемы. И, как следствие, потеряла клиента, который не пожелал ждать решения своего вопроса легальным путем.
— Это все только слухи. Неужели обвинение считает важным свидетеля, который может говорить только о слухах? – выразил нам свое недоумение один из адвокатов на этом процессе Саулведис Варпиньш. – Особенно странным выглядит утверждение, что за взятку можно было начать строительство без детальной планировки – это же прямое нарушение закона.
— Я даже не хочу комментировать показания этой свидетельницы, — заявил нам адвокат Оскар Роде, защищающий Вилниса Штрамса. – Эта дама ничего конкретного не рассказала на досудебном следствии, не упомянула ни одного факта. А в суде вдруг начала что-то вспоминать и строить какие-то догадки.
Михаил Ульман: «Я такого человека даже не знаю»
Реакция главы холдинга Mono Михаила Ульмана на просьбу прокомментировать показания архитектора была такой:
— Я такого архитектора не знаю, никаких дел с ней не вел. Тем более, речи быть не может, чтобы я предлагал ей дать взятку. Такое предположение ничего кроме улыбки вызвать не может, -— сообщил нам Михаил Ульман через своего ассистента — Анастасию Погостину.
Миллионер Демьянов: «О взятках не знаю, говорили о долгах»
Днем ранее свои показания в этом деле дал миллионер Владислав Демьянов , которому в начале следствия даже был присвоен статус подозреваемого, но в итоге дело против него было закрыто. По версии обвинения, Демьянов был посредником при выбивании одного из «подношений». Выглядело это так (цитируем обвинительное заключение): в марте 2005 года Демьянов пришел к Вилнису Штрамсу с вопросом, как компании C.M.R.Nami лучше провести проект строительства комплекса домов на улице Дзелзавас. Штрамс отослал его по этому вопросу к Раймонду Яните, сообщив, что решение вопроса обойдется в 30 000 евро. Янита вел переговоры с Демьяновым, они регулярно общались. Однако руководство C.M.R.Nami неожиданно отказалось платить, несмотря на угрозы чиновников, что они зарежут все проекты компании. В итоге представители фирмы так и не заплатили за «услуги» чиновников.
Однако в суде Демьянов этого не упоминал. По словам свидетеля, он вообще не был знаком со Штрамсом, а Янита действительно просил повлиять на возврат 30 000 евро. Но сказал ему (Демьянову), что это был долг.
— Раймонда Яниту я знаю, это мой бывший сосед, — заявил свидетель в суде. — Мы с ним знакомы более десяти лет, он раньше даже помогал мне заполнять различные документы для подачи в Рижскую думу, он в этом вопросе лучше разбирался. Иногда просто на кофе заходил на работу — в общем, между нами были хорошие приятельские отношения.
Судья Виганте напомнила свидетелю часть его показаний на досудебном следствии:
— Янита жаловался мне, что Ояр Янсонс не заплатил ему 30 000 евро. Я попросил Янсонса вернуть деньги, так как этот долг мог повлиять на строительство крупного объекта на улице Дзелзавас. Раймонд неоднократно жаловался мне, что ему нужны деньги. Я даже думал помочь ему и дать часть денег в долг (около пяти тысяч), но не дал. Вообще Раймонд периодически занимал у меня разные суммы, но всегда отдавал. Пусть и с задержкой, но отдавал. Самая большая сумма, которую я ему одалживал, — это 2500 евро.
— А что было бы, если бы Яните не вернули деньги? – поинтересовался прокурор.
— Он говорил, что у него сложная ситуация, что он многим должен. Называл влиятельные фамилии, но мне кажется, он был мало знаком с этими людьми. Да и сам он серьезных должностей на тот момент не занимал. Вообще мне ничего конкретного не говорили, я знаю об этом конфликте между Янитой и Янсонсом очень поверхностно.
Продолжение следует...