— Для двоих я буду просить тюрьму, остальным – условно с конфискацией, — пояснил нам прокурор.
Итак, в Рижском окружном суде сегодня в очередной раз пытались судить группу вымогателей.
Как считает обвинение, автовозвратом в этой группе обвиняемых занимались байкеры. Почему они? Во-первых, связи в клубах — ведь люди небедные. Во-вторых, они прилично выглядели, были известны в своей среде, явного отношения к криминалитету не имели — чего ж еще?
Как они работали
«Я слышал, у тебя машину угнали? Могу помочь — есть пара знакомых», — приблизительно так, как считает обвинение, начинался разговор о возврате угнанного авто. И разговор этот, по версии прокурора, начинали байкеры. Им в группе отводилась роль «переговорщиков по возврату».
Первый эпизод, вменяемый этой группе, датирован 1 апреля 2005 года. К этому дню Апинис (предполагаемый организатор), Коломиец (спец по технике) и Стипрайс (просто исполнитель) присмотрели в Мадоне автомобиль Chrysler Grand Caravan. Стоимость авто оценивалась в 3500 латов. В ночь на 2 апреля со стоянки в Мадоне на ул. Саулес автомобиль был угнан.
И далее, как считает обвинение, в дело вступил байкер Зинтис Озолниекс — именно его отправили переговорить с владельцем авто о возможности возврата. Человек нейтральный, в городе известный, связан с автомобилями — идеальная кандидатура для такого дела.
«Говорят, у тебя машину угнали, есть у меня знакомые кое-какие, могу поговорить», — приблизительно так начинался разговор с жертвой угона. А далее через байкера-посредника угонщики передали свои требования — 2500 евро. Владелец «крайслера» на них согласился.
Три следующих машины уводили по такому же сценарию
8 апреля 2005 года со стоянки на ул. Озолу в Дзелзаве (Мадонский район) был угнан VW-Multivan стоимостью около 3800 латов. К его владельцу для переговоров отправился другой байкер — Звиргздиньш. С хозяина потребовали 2000 евро. Однако владелец авто их платить отказался, так как «фольксваген» был застрахован.
В ночь на 11 мая со стоянки на ул. Краста в Цесвайне в неизвестном направлении уехал Dodge Caravan стоимостью 5040 латов. Для переговоров о его выкупе был отправлен третий байкер — Павел Иванов. Через него похитители озвучили сумму — 2000 евро. Владелец на их условия согласился и заплатил выкуп.
В четвертом эпизоде оказался задействован Андрей Микитюк (ныне покойный), известный в определенных кругах под кличкой Слон. Свою последнюю судимость за автокражи он получил с боем: во время угона его заметили полицейские. Началась погоня. Взяли Микитюка только со стрельбой.
15 июня 2005 года он, как считает прокурор, приложил руку к угону Audi 100 со стоянки на ул. Аугу в Мадоне. Стоимость автомобиля оценивалась в 2775 латов. За возврат ее владельцу похитители через байкера Озолниекса потребовали 1200 латов. Владелец заплатил им требуемую сумму.
...С трактором же было сложнее
И, наконец, последний – пятый эпизод. В нем фигурировал новенький английский трактор JCB стоимостью в 60 тысяч.
В ноябре 2005 года по четко спланированной схеме, где каждому была отведена своя роль, похитители увели дорогую сельхозтехнику у некой фирмы в Улброке. Ночью собственными силами, минуя посты полиции, трактор перегнали в Мадону, после чего начались активные попытки по его «легализации».
Как отмечает прокурор, парни всеми силами пытались достать на него документы, даже звонили ради этого в Великобританию – продать-то угнанный трактор хотелось чистым. Но не успели – их арестовали.
Все это время оперативники их слушали
Что интересно, на момент задержания полицейские знали об этой группе практически все — телефоны ее членов постоянно прослушивались. Так что на пленках слышно, как преступники выбирают автомобили, как прицениваются — они просто искали предложения о продаже похожих авто в Интернете. Цену возврата тоже назначали сообща: приблизительно треть от рыночной стоимости авто. Есть в деле и переговоры во время непосредственно угонов: преступники сообщали друг другу, «все ли чисто на трассе», нет ли по пути следования «дорожников» и т.д.
Обвиняемые: «Дело шито белыми нитками»
Сами обвиняемые свою вину и участие в этом деле изначально категорически отрицали. По их мнению, в деле много нестыковок. Так, к примеру, телефонные звонки одних фигурантов приписываются другим. А один из потерпевших требовал компенсацию за угнанный автомобиль, несмотря на то что уже получил за него страховку.
Однако сейчас, когда в процессе уже начались судебные прения, ситуация выглядит следующим образом: Апинис признает лишь один эпизод, а Иванов и Стипрайс согласны с тем, что они виновны лишь частично.
Прокурор Харламов: условными все не отделаются
Как заявил kriminal.lv прокурор Харламов, двум основным обвиняемым в конце своей речи на судебных дебатах он будет просить наказание в виде тюремного заключения, третий пока под вопросом. Остальным – условные сроки с конфискацией имущества.
— Надо понимать, что им вменяются кражи и вымогательство в организованной группе – это очень серьезно. Кому-то они уже выплатили компенсацию, к примеру, той фирме, у которой угнали трактор, остальным так и остались должны.
К слову, потерпевшими выступают не только несколько автоводителей и юридическое лицо (фирма с трактором), но и страховое общество Balva. Однако за несколько лет судебных тяжб часть из них отказалась от своих исковых требований и заявила, что обвиняемые им ничего не должны. Видимо, надоело ждать.
Промежуточный финиш
Дело было передано в суд еще в 2006 году — уже пятый год продолжаются заседания по этому судебному долгострою.
Изначально на скамье подсудимых сидели 9 человек: Айгар Апинис, Вольдемар Стипрайс, Виктор Коломиец, Раймонд Трейс, Павел Иванов, Зинтис Озолниекс, Зигурд Звиргдзиньш, Андрей Микитюк и Янис Цирсис. Но двое последних скоропостижно скончались.
Миктюк – в августе 2007 года, через несколько месяцев, как попал в тюрьму по другому делу. А Цирсис наоборот – после освобождения из мест не столь отдаленных. Это произошло в 2008 году. Выйдя из латвийской тюрьмы, он уехал в Германию. Где спустя время и умер.
Их осталось семеро.
Как отметила сегодня адвокат «главного злодея» (по мнению обвинения) Апиниса Инга Лауце, ее клиент вновь заболел – обострилась тяжелая хроническая болезнь. Сейчас решается вопрос о его лечение в стационаре.
До зала судебного заседания, по понятной причине, он добраться пока не может.
На заседание также не явился Зигурд Звиргздиньш. Он и ранее имел привычку «застревать на полпути» — по дороге из Мадоны, где проживает - у гонщика несколько раз ломалась машина.
Но сегодня, зная о болезни своего товарища, просто решил не приезжать – все равно процесс не начнется.
Судья Сигне Калниня объявила, что следующее дело – 10 мая.
В принципе, процесс подходит к своему логическому завершению – уже начал выступать прокурор. Потом суд заслушает ответные реплики адвокатов и удалится принимать решение.