Прокуратура: "Подписи подделаны"
Пострадавшей стороной в этом деле выступает Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA).
В чем суть этого дела: компания Gaisa sporta sertifikacijas centrs должна была построить ветряной туннель в Елгаве. В проект планировалось вложить как госсредства, так и деньги из еврофондов. Для него нужно было построить здание и купить оборудование. Для чего был подписан договор с некой иностранной компанией. Однако, как позже выяснили следователи, подпись поставщика оборудования была подделана.
В чем тут смысл: будущий обвиняемый, по версии следствия, заказал некий "прототип" прекрасно понимая, что это все полноценно работать не будет. Но даст возможность получить вторую порцию денег.
Чтобы обман не вскрылся, Бейтанс разделил сдачу объекта на две части. И все удалось. После презентации первой части объекта, ему выделили вторую часть финансирования.
Что было дальше: когда с поставщиком уже полностью расплатились, выдав 1 346 386 латов или 1 915 734 евро, стало понятно, что туннель — всего лишь бутафория.
В период с сентября 2008 года по январь 2011 года полетать в туннеле от Gaisa sporta sertifikacijas удалось только одному человеку, вместо предусмотренных 4914, т.е. показатель результата исполнения составил 0,002%.
В итоге LIAA подало иск в суд.
Откаты и черный пиар
Бейтанс в разгар скандала свою позицию заявил так: никакой вины за ним нет. Просто работы в Елгаве затянулись из-за другого туннеля, который выставлялся на Expo. И, кстати, это произошло не случайно. В качестве причины опоздания Бейтанс называет личный конфликт с генеральным директором LIAA Андрисом Озолсом и кампанию по его (Бейтанса) очернению.
А вот на этом стоит остановиться по-подробнее и напомнить вехи этого международного скандала. Так сказать, чтобы стал понятен антураж будущего уголовного процесса.
Итак, несколько лет назад LIAA заключило с SIA Aerodium договор на создание латвийского павильона на выставке World Expo 2010 в Шанхае. Главным объектом павильона должен был стать ветровой туннель. Выставка открылась 1 мая 2010 года, однако латвийский павильон так и не впустил посетителей. Открытие опоздало на 3 недели. Латвия была оштрафована на 331,5 тыс. латов.
7 июня 2010 года, когда стало понятно, что с шанхайским проектом что-то идет не так, директор Латвийского агентства развития и инвестиций (LIAA) Андрис Озолс стал обличать Бейтанса в строительстве бутафорского туннеля в Елгаве. В ответ Бейтанс заявил: у компании Aerodium есть три свидетеля того, что Озолс требовал взятку в связи с проектом World Expo 2010. По его словам, сначала речь шла о 6-10% от стоимости контракта, позже — о 8%. С учетом того, что договор между LIAA и Aerodium заключен на сумму 2,55 млн. латов, взятка могла составлять 204 000 Ls.
Бейтанс заявлял: впервые намек на то, что нужно дать взятку, получил весной 2009 года его коллега. Сам глава Aerodium получил такое же предложение осенью того же года. Причем во время разговора Озолс попросил выключить телефон и вытащить из него аккумулятор.
"Мы не заплатили, поэтому возникли проблемы", — заявил Бейтанс. К правоохранительным органам предприятие не обращалось, потому что хотело закончить строительство ветрового туннеля на всемирной выставке в Шанхае.
После возвращения в Латвию он обратился в KNAB, где был начат уголовный процесс.
Озолс в ответ называл Бейтанса мошенником и тоже жаловался на вымогательство:
-- Бейтанс дал мне понять, что хотел бы пересмотреть статус двух документов в елгавском проекте, чтобы "остаться друзьями". В противном случае он обещал дискредитировать LIAA. Именно это сейчас и происходит.