По сообщению передачи «Панорама» на канале LTV, записи были сделаны 16 и 17 июня 2005 года в копенгагенском отеле D'Angletere.
В подслушанных разговорах участвовали не только обвиняемые, но и ряд других лиц, проходящих по делу Лембергса в качестве свидетелей. Например, дочь вентспилского мэра Лига Лемберга, швейцарский адвокат Рудольф Мерони, бизнесмен Олафс Беркис и адвокат Гинтс Лайвиньш-Лайвениекс.
Аудиозаписи доказывают право собственности политика и его сына Анрийса в различных компаниях, зарегистрированных в Латвии и за рубежом.
То, что голоса на записи, скорее всего, принадлежат вышеназванным людям также подтвердила экспертиза.
Судя по фрагментам разговора, которые в зале суда выслушали прокуроры, главной темой встречи были возможные изменения в составе акционеров компании Ventbunkers.
Пленки: владения, отмыв, 50 миллионов
— Как суд оценит эти доказательства, мы не знает, - пояснил журналистам прокурор Юрис Юрисс. — На наш взгляд, там впервые можно услышать, как сам обвиняемый Айвар Лембергс подтверждает свое право собственности на часть коммерческих предприятий, отношение к которым он ранее отрицал. Там говорится, к примеру, о Ventbunkers, Latvijas naftas tranzīts, Ostas flote. Это доказательства подтверждают, что дети Лембергса связаны с этими структурами. Одновременно по этим аудиозаписям становится понятно, что фактически Айвар Лембергс и Ансис Сормулис с самого начала знали о схеме отмыва и сами её конструировали, предлагали, обсуждали.
По мнению прокурора, записи подтверждают и показания свидетелей.
— Если эти люди говорили, что Лембергсу и его детям что-то принадлежит, и мы это видим из конкретных документов, то здесь, в разговоре, слышно, как сам Лембергс об этом говорит. Его адвокаты, к примеру, были весьма агрессивны к Янису Блажевич и пытались опровергнуть его слова, что он когда-то что-то продал Лембергсу в связи с Ventbunkers. Однако на пленке слышно, как Лембергс сам рассуждает, за какую сумму он готов купить у Блажевича часть Ventbunkers. Речь идет о 50 миллионах.
Ещё один нюанс, на который пролили свет пленки: Лембергс якобы созванивался с тогдашним премьером Айгаром Калвитисом. По мнению прокуратуры, это подтверждает масштабы влияния Айвара Лембергса.
Почему так долго
Разговоры записывались спецслужбами Дании, однако организовало процедуру Бюро по защите Сатверсме. Санкцию выдал Верховный суд.
Прокурор пояснил, почему записи 2005 года были опубликованы только сейчас:
— Мы хотели бы сделать это как можно раньше. Но, принимая во внимание то, что все исполнили иностранные спецслужбы, была определенная процедура. Без их разрешения, мы ничего не могли реализовать. Мы ждали этого момента, когда они разрешат. О разговорах узнали только летом прошлого года и до этого года решали правовые вопросы. А именно: согласятся ли датские спецслужбы вообще их нам выдавать.
Сейчас суд должен выслушать мнения сторон об этих доказательствах и решить, стоит ли их приобщать к делу. Только заключение экспертов по кленкам занимает 150 страниц. Вчерашнее заседание было отменено, так как заболел один из судей. Пока неизвестно, когда участники соберутся снова
Возможно, умер свидетель
По неофициальной информации, которая прозвучала от одного из защитников Айвара Лембергса, умер один из свидетелей по делу — Юрис Шкибелис.
По словам прокурора Юрисса, Шкибелис в своё время давал показания против Сормулиса. Он был руководителем Naftas parks, в последнее время — пенсионером.
— Он давал показания о том, что Ансис Сормулис по заданию Айвара Лембергса потребовал в виде взятки подарить акции одного предприятия, — пояснил прокурор.
По мнению обвинителя, уход Шкибелиса в мир иной не повлияет на ход дела — свидетель был допрошен несколько раз.
Лембергс: «No problem»
Сам Лембергс появление новых аудиозаписей комментирует уклончиво и не говорит, действительно ли он участвовал в таких переговорах.
— Не знаю, не знаю, было ли это. Но... Если это было, тогда очень корректно. Хотя, может быть, пару слов я сказал погрубее. Это плохо, — комментирует пленки мэр Вентспилса.
Он говорит, что ему ещё предстоит подробнее ознакомиться с записями. Он напоминает: он никогда не отрицал своего участия в Ventbunkers. Правда, судя по декларации, у него всего одна акция предприятия. Насчет остальной «силы доказательств» он добавляет:
— По содержанию там ничего плохого нет. Вообще ничего нет. No problem.