Марис Паудерс (на фото) болел и на прошлой неделе. Однако сегодня на заседание он все же явился, хоть и с опозданием на полчаса. Все это время участники процесса, а также свидетель Андрис Шкеле терпеливо ждали его появления.
Когда Паудерс пришел, он извинился за опоздание, объяснив его тем, что из-за снотворного не услышал будильник. После чего его адвокат Саулведис Варпиньш попросил суд отложить дело, так как его клиент из-за действия лекарств находится в неадекватном состоянии. Добавив, что готов рассказать о состоянии здоровья Паудерса, но на закрытом заседании. На это прокурор Пиликсерс ответил то, что Варпиньш не врач и и психиатр, чтобы рассуждать о чьём-либо здоровье. Ко всему прочему он считает, что делать заседание закрытым совершенно не нужно.
А тем временем разочарованный Шкеле так и не смог выступить перед судом. Пока процесс решено отложить до 2 сентября, в этот день Шкеле вновь придётся посетить зал заседния.
Ранее Рижский окружной суд удовлетворил просьбу прокурора по «делу о цифровом телевидении» Эдвина Пиликсерса о вызове в суд в качестве свидетеля трех лиц, в том числе лидера Народной партии Андриса Шкеле.
Как заявил нам г-н Пиликсер, у него возникли дополнительные вопросы к Шкеле после показаний других свидетелей по делу. По словам г-на Пиликсера, основных блоков вопросов к Андрису Шкеле у него два. Один из них относится к деятельности фирмы Uzņēmumu vadība un konsultācijas, владельцем которой числился Андрис Шкеле. А точнее — вопросы будут касаться деятельности работника этой фирмы Харийса Кронгорнса в 2002 — 2003 годах. Второй блок будет касаться показания свидетеля Майкла Нейгла и обвиняемого Юргиса Лиепниекса.
Сам Андрис Шкеле заявил уже заявил прессе, что готов свидетельствовать об основах «цифрового дела» и расскажет все, о чем его спросят в суде.
— Расскажу всю правду, как оно было, — говорит политик.
Про Кронгорна, Шкеле и предмет допроса
Подсудимый Кронгорнс — был главой Uzņēmumu vadība un konsultācijas, владельцем которой, в свою очередь, был Андрис Шкеле. Связь между этим предприятием, и её руководством, и владельцем, а также договором на сумму 53,5 млн. USD между государственным АО Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs (DLRTC ) и зарегистрированной в Великобритании компанией Kempmayer Media Limited — предстоит установить судебному следствию.
До этого в рамках дела допрошено уже более 60 свидетелей, а в целом показания должны дать почти 120 человек. Ни один из 20 обвиняемых по делу о цифровом телевидении своей вины не признает.
Напомним, в рамках этого дела стала известна связь между трастовой компанией Андриса Шкеле The Yew Tree Trust и проектом Kempmayer. Это подтверждает документ, подписанный представителем расположенной в Гернси управляющей компании Guernsey International Trustees Майклом Нейглом, свидетельствует информация портала Delfi.
В частности, в документе сказано, что в 2003 году Нейгл встречался с Янисом Лозе и Харийсом Кронгорнсом, причем особо отмечается, что Лозе яляется адвокатом Андриса Шкеле.
Согласно этому протоколу, Шкеле является основателем компании The Yew Tree Trust — он вместе с Лозе и Кронгорнсом посетил Гернси для создания этого предприятия. «Первоначальное и последующее финансирование для The Yew Tree Trust поступало от компании Abacus», — сказано в протоколе. Между тем Abacus — компания, которая в конце 1990-х годов управляла трастом, в который входило имущество Ave Lat Grupa. Шкеле в обмен получил ставший уже легендарным вексель на 29 млн латов.
В документе также сказано, что Шкеле не является получателем блага The Yew Tree Trust, однако им являются его бывшая жена и дочери.
Нейгл в протокле записал, что The Yew Tree Trust первоначально (через другое британское предприятие Ratcliff) принадлежало 25% капитала Kempmayer Media Ltd. Позже эта доля была передана компании Sterling Securities Limited.
Согласно другим документам, имеющимся в распоряжении Delfi, допрос Нейгла в августе 2007 года проводился по запросу латвийских правоохранительных органов. В ходе допроса Нейгл заявил, что встречался со Шкеле, который «является влиятельным бизнесменом, который раньше был премьер-министром». Он подтвердил, что компания Guernsey International Trustees в 2002 году управляла схемой, при помощи которой Yew Tree Trust, Hanbey Investments и Ratcliff контролировали имущественные права над Kempmayer. Последнее предприятие является ключевым во всем «дигиталгейте».
В 2000 году Латвийский государственный центр радио и ТВ (LVRTC) создал дочернее предприятие DLRTC, которому вскоре было передано 23% акций оператора мобильной связи LMT. Целью создания DLRTC было введение цифрового ТВ в Латвии. В 2002 году DLRTC и Kempmayer подписали договор на сумму 53 млн долларов о реализации проекта цифрового ТВ.
Однако в 2003 году к власти пришла партия «Новое время», и премьер Эйнар Репше призвал к расследованию этой схемы. Осенью 2006 года Третейский суд Международной торговой палаты признал договор не имеющим силы. В октябре того же года выяснилось, что глава бюро премьера, политтехнолог Юргис Лиепниекс был директором Gedney — компании, которой в 2000 году принадлежало 50% капитала Kempmayer.