Личность «главного» так и не была установлена. А вот Гарайс и Сопулис оказались под судом.
Процесс оказался драматичным: Верховный суд обвиняемых оправдал. Но Сенат, который на днях пересматривал «Дело Скары», с оправданием не согласился и отправил дело на новое рассмотрение.
Обвинение: бизнесмена убили из-за денег и машины
Об убитом: бывший житель Гулбене Наурис Скара перебрался в Ригу примерно за два года до своей гибели. Входил в руководство двух предприятий: Siguldas Invest и Rispe. Имел семью. От постов в обеих фирмах был освобожден по факту гибели.
Из полицейского объявления (январь 2008 г.): «ГУП Риги разыскивает без вести пропавшего 36-летнего Науриса Скару. В последний раз его видели 22 января на ул. Вайдавас.
Его приметы: рост 175 см, среднего телосложения, волосы темные, глаза серо-голубые, губы узкие. Особые приметы: на лбу с левой стороны шрам, небольшой шрам на подбородке, также имеется горизонтальный шрам на животе. Был одет: черная кожаная куртка, голубоватый джемпер, темно-синие джинсы, черные туфли. Мужчина может передвигаться на автомобиле Porsche Cayenne черного цвета, госномер NS-7».
Однако долгое время розыски пропавшего были безрезультатными. Его тело было найдено только весной — 9 апреля Науриса Скару нашли в Огре на берегу Даугавы. Мертвым. Тело носило следы многочисленных травм и попыток расчленения. Судя по всему, у убийц сдали нервы — в итоге они просто отвезли тело подальше.
В том же месяце были задержаны подозреваемые, которые позже стали обвиняемыми. Как выяснилось, оба были знакомы с предпринимателем, поэтому попали в его машину без труда.
Бизнесмена забили насмерть
Они встретились с будущей жертвой 22 января 2008 года около 20 часов: просто позвонили ему и назначили встречу в районе ул. Калнциема. Когда Скара приехал, Сопулис и Гарайс пересели к нему в «кайен»: Сопулис на заднее сиденье, Гарайс – на переднее, рядом с водителем.
Далее Сопулис стукнул Скару по голове, Гарайс стал его душить. Они держали бизнесмена и били его, пытаясь не дать ему вырваться. Фактически его забили насмерть, размозжив череп и лицо.
Труп они завернули в полиэтилен, связали и бросили в Даугаву в районе Огре. Автомобиль и прочие ценности передали тому самому неустановленному третьему, который с парнями рассчитался.
Вдова: «Подсудимые — двуличные лгуны!»
Выступая в суде первой инстанции, вдова убитого предпринимателя рассказала, что она и ее супруг хорошо знали обоих подсудимых, а Наурис Скара легко одалживал им деньги и даже доверял свою машину Porsche Cayenne...
В начале своей речи г-жа Скара пояснила суду, что с покойным миллионером они уже находились в фактическом разводе — вместе не жили. Но сохранили хорошие отношения. В частности Наурис постоянно общался со своей дочерью Эйлой, с которой у них было общее увлечение — практически через день они играли в теннис.
— В последний раз мы с мужем созванивались 21 января 2008 года (за день до его убийства). Мы договаривались о встрече, которая так и не состоялась. Два последующих дня оба его телефона не отвечали. Я звонила его друзьям. Но они тоже ничего не знали о Наурисе. Звонила я и Сопулису (ныне обвиняемому). Дважды. Но и от него ничего не узнала.
Об отношениях с обвиняемыми вдова рассказывает следующее: они все знакомы, причем уже много лет.
— Мы все из Гулбене, лишь некоторое время назад перебрались в Ригу. Алвиса Гарайса я знаю около 10 лет. В Гулбене он работал шофером, а потом устроился на работу на нашей с Наурисом стоянке. Ингара Сопулиса я знаю чуть меньше — около 2 лет. Нас познакомил Гарайс. Осенью 2007 года Сопулис на своей машине BMW начал работать у нас шофером и возить нашу дочь в школу и на тренировки.
— Сколько получал Сопулис у вас на службе? — спросил тогда прокурор Серов.
— 300 латов на руки, плюс ему оплачивали бензин... Но Сопулис недолго был нашим водителем — он часто нарушал Правила дорожного движения, попадал в аварии. После очередной аварии Наурис прервал с ним трудовые отношения.
По словам вдовы, в Риге семья Скары сохранила неплохие отношения с Гарайсом.
— Мы часто встречались, но общих дел у нас уже не было.
О бизнесе покойного мужа вдова рассказывает следующее:
— В Гулбене Наурис занимался обработкой леса. В Риге — недвижимостью... Дела шли хорошо. Наурис всегда помогал попавшим в беду друзьям и знакомым, одалживал им большие суммы денег — даже по несколько десятков тысяч латов.
— А что бывало, если друзья не возвращали деньги? — поинтересовалась судья Кузмане.
— Он всегда мог найти компромисс — продлевал сроки возврата долга и т.д. Но это не всегда помогало, некоторые, уже бывшие друзья, ему даже угрожали.
Что касается обвиняемых, то, как говорит женщина, Наурис Скара подозревал Гарайса в краже денег.
— Вообще, они оба были двуличные и врали моему мужу, — так охарактеризовала предполагаемых убийц предпринимателя Анда Скара.
Однако со слов вдовы, Наурис Скара доверял будущим убийцам и даже давал им ключи от своего «кайена».
— Они знали даже код сигнализации от машины — Наурис иногда просил кого-нибудь из них забрать машину из автосервиса или сдать на мойку.
Обвиняемые: «Это не мы, и кода мы не знали»
Услышав, что вдова рассказывает об отношениях покойного с ними в Риге, обвиняемые начали протестовать:
— Никакого кода мы не знали! — заявили они.
Парни в течение всего разбирательства настаивали: они никого не убивали и ни в чем не виноваты.
Суд и приговор
Согласно приговору суда первой инстанции, Гарайс 18 мая 2010 года был приговорен к 15 годам, Сопулис — тоже к 15, хотя в наказание ему включили год за кражу.
Они также должны были заплатить несколько компенсаций: 39 975 латов – страховой компании Baltikums за машину, 11 100 латов – вдове, еще 900 латов — Администрации юридической помощи потерпевшим. Плюс с осужденных взыскали судебные издержки: 145 латов и 315 латов с Гарайса, 100 латов – с Сопулиса.
Они с приговором не согласились и подали апелляцию. И этот вердикт оказался кардинально другим: обоих оправдать, все компенсации отменить.
На это решение протест подала прокурор Порошкова. И вот 11 октября текущего года Сенат пересмотрел дело в кассационном порядке. Сенаторы пришли к выводу, что обвиняемых оправдали напрасно. Приговор Верховного суда отменен, дело отправляется на пересмотр.
На фото: Алвис Гарайс (выше), Ингар Сопулис (ниже).