Что скрывается за спокойствием мэра
Эти слова могут стоить Джонсону не только его нынешнего поста, но и дальнейшей политической карьеры. До последнего времени именно лондонского мэра считали главным соперником Дэвида Кэмерона внутри консервативной партии и всерьез рассматривали его кандидатуру на пост премьер-министра Великобритании.
Беспорядки, вспыхнувшие в субботу на лондонских окраинах, похоже, поставили на этих планах крест. Судя по поступающей из британской столицы информации, полиции не удалось локализовать погромщиков. Из Тоттенхэма, с которого все начиналось, волнения перекинулись на север, в Энфилд, и на юг, в Брикстон. Фактически беспорядками в той или иной степени охвачен весь северо-восток Большого Лондона. Высказываются опасения, что погромщики могут перейти Темзу и войти в центр города.
По данным лондонской полиции, всего к утру понедельника по обвинению в поджогах, мародерстве и сопротивлении полиции был арестован 161 человек. 35 полицейских получили ранения, пятеро из них — тяжелые.
Всё началось с выстрела
Беспорядки начались вечером в четверг, после того как полиция Тоттенхэма застрелила местного жителя Марка Даггана, по официальной версии — при попытке сопротивления аресту. Мирный митинг, устроенный друзьями убитого возле местного полицейского участка, быстро перерос в столкновения с полицией, а затем — в волну мародерства и грабежей, прокатившуюся по соседним магазинам. Беспорядки явно носили спланированный характер: у всех участников в достаточном количестве имелись бутылки с зажигательной смесью, а также инструменты для взлома магазинных витрин.
Спецификой нынешних лондонских беспорядков, отличающей их от погромов во Франции в 2005 году, является слабая выраженность расовых или религиозных мотивов.
— Тоттенхэм — не иммигрантский район, — заверили «Известия» в лондонском аналитическом центре Migration Watch. — Процент иммигрантов, даже во втором поколении, среди населения района примерно равен проценту этнических британцев.
Цвет кожи бунтовщиков не имеет значения
В погромах белые жители лондонских окраин участвуют наравне с чернокожими или выходцами из Пакистана. Участники беспорядков не выкрикивают религиозных или националистических лозунгов, не пытаются громить церкви или мечети.
Похоже, Лондон имеет дело с волной массовых грабежей, без какой бы то ни было идеологической составляющей. Власти города к такому повороту событий оказались не готовы.
Официально лондонская полиция воздерживается от комментариев. Однако профсоюз полицейских Лондона прямо обвинил мэра Бориса Джонсона в фактическом потворстве погромам.
— Политика нынешнего мэра привела к тому, что полиция перестала заниматься профилактикой молодежной преступности, — заявил «Известиям» представитель профсоюза Джон Талли. – Теперь нам приходится тушить пожары.
За время пребывания Джонсона на посту мэра бюджет городской полиции был сокращен на 20%. Как разъяснил Талли, это привело к массовому оттоку кадров.
— Сегодня в Лондоне просто не хватает полицейских, чтобы взять под контроль все потенциально опасные районы, — констатировал представитель полицейского профсоюза.
Точное число полицейских, задействованных на ликвидации беспорядков, Джон Талли назвать затруднился, однако подчеркнул, что «полиция выполняет свой долг из последних сил».
Возможно, что это не преувеличение. Во всяком случае, вопрос о привлечении в столицу дополнительных полицейских сил обсуждался на встрече руководства полиции Лондона с министром внутренних дел Великобритании Терезой Мей. Министр, в отличие от мэра Джонсона, сочла необходимым прервать свой отпуск и экстренно прибыть в Лондон.