Во-первых, оба решили в срочном порядке обжаловать свои аресты в Страсбургском суде. Во-вторых, они организовали демарш, мучая охрану постоянными криками и требуя освобождения.
«Мы подали жалобу в ЕСПЧ, она касается нарушений ряда статей европейской конвенции, включая условия содержания, в которой Яшин и Навальный содержались в течение суток, незаконного ареста, а также нарушения права на свободу выражения мнения», — заявила «РИА Новости» накануне адвокат Навального Ольга Михайлова. Жалобу защита попросила рассмотреть в срочном порядке.
Навальный и Яшин в настоящее время находятся в столичном спецприемнике № 1 для арестованных за административные правонарушения на Симферопольском бульваре. Они отказываются соблюдать внутренний режим и устраивают каждый час десятиминутные «шумовые акции», рассказал в минувшие выходные «Газете.ru» активист московской фракции группы «Война» Петр Верзилов (он также находится в спецприемнике и тоже участвует в упомянутых акциях). «Долбимся в двери, стучим, производим шум и кричим «Свобода, свобода!», «Россия без ЕдРа!» — поведал Верзилов. «Сотрудники пригрозили, что все, кто нарушает режим, будут лишены передачек и других так называемых благ», — добавил он.
Ему предлагали лучшую шконку, но он отказался
Тем временем «Московский комсомолец» выяснил, как относятся к знаменитому сидельцу Навальному в спецприемнике. Охранники жалуются, что свой срок он отбывает слишком громко, зато все 13 сокамерников блогера рады такому соседу.
«Навальный на плохое самочувствие не жалуется, его осмотрели медики — со здоровьем все в порядке, — уверяют полицейские. — Но он слишком шумит. Все время кричит, что его задержали незаконно. Требует отпустить». А главная проблема, по мнению полицейских, в том, что в спецприемник после задержания Навального постоянно пытаются проникнуть журналисты, правозащитники и представители оппозиции.
В одной камере с Алексеем Навальным находятся несколько задержанных за хулиганство, за нарушение Правил дорожного движения и за пьяный дебош. Сокамерники, как пишет «МК», соседа поддерживают, просят рассказать о политике и даже выделили ему лучшую шконку, недалеко от окна. Впрочем, сам Навальный в интервью журналу The New Times признался, что спит на верхней шконке, которая считается у арестантов не самой престижной. Ему предлагали «по местным понятиям более приличное место», но он, по собственным словам, отказался.
Телевизора в камере нет, зато имеется радио. Навального вместе с другими задержанными ежедневно выводят во дворик на прогулку и кормят три раза в сутки. «Это явно не санаторий и не курорт», — отметил ранее блогер. При этом он подчеркнул, что в камере «достаточно неприятно находиться, но какими-то там «пыточными условиями» это назвать нельзя».
Как их арестовали
Навальный, Яшин и еще около 300 человек были задержаны в Москве 5 декабря, на следующий день после выборов в Государственную думу. В ходе разрешенной акции протеста, начавшейся на Чистопрудном бульваре и переросшей в несанкционированное шествие, москвичи выступали против нарушений на выборах. Когда несколько сотен недовольных перекрыли улицу и двинулись к Лубянской площади, полиция стала делить толпу на группы и задерживать людей.
Навальный и Яшин, как сообщили в ГУ МВД по Москве, «активно призывали к неповиновению сотрудникам полиции». На следующий день мировой суд признал их виновными в неповиновении законным требованиям сотрудников правоохранительных органов и назначил обоим по 15 суток административного ареста. Их выход на свободу ожидается 21 декабря — за три дня до новой массовой акции протеста в столице.
Алексей Навальный уже заявил, что после выхода на волю снова намерен участвовать в митингах. «Я буду продолжать делать то, чем я занимался раньше, и буду продолжать ходить на массовые акции, которые имеют своей целью защиту законных прав. В этом смысле здесь нельзя изобрести велосипед: нужно просто вовлекать все больше и больше людей в такие действия», — заявил блогер.
В минувшую субботу он заочно принял участие в акции «За честные выборы», собравшей десятки тысяч человек на Болотной площади в Москве. Написанное Навальным за решеткой обращение зачитал журналист газеты «КоммерсантЪ» Олег Кашин. По словам свидетелей, участники митинга тепло отреагировали на это послание, хотя далеко не всех ораторов встречали с радостью.