Русские и гора денег
Март 2011 года. У дверей старейшего банка Женевы Bordier останавливается бронированное авто. Из него выгружают 60 миллионов долларов США в сотенных купюрах. Это 600 кг денег.
За этой кучей появляются трое русских: Джордж Урумов, Сергей Кондратюк и Руслан Пинаев. Они до этого работали в фонде «Открытие», а сейчас пытаются на троих разделить 190 миллионов долларов. Даже для бывалых швейцарских банкиров столько наличных стало шоком. Поэтому последовал звонок в полицию. Уже через пару недель двое из троицы находились за решеткой. Третий — Руслан Пинаев — скрылся. Сейчас его ищут российские и британские спецслужбы.
В итоге руководство «Открытия» подало в суд иск против 19 ловкачей. Суть аферы заключался в следующем: троица у болгарской фирмы-брокера покупала долговые обязательства Аргентины. В сделке фигурировали разные валюты. Предположительно, участникам схемы удалось обмануть компьютерную систему, неправильно указав соотношение доллара США и аргентинского песо.
При чем здесь Латвия
Вот тут и появляются наши банки. Как сообщает российская пресса, ключевыми в сделках стали переводы через банки Владимира Антонова в Латвии и Литве. Но в материалах дела упоминаются счета также в банках Rietumu и Norvik.
Сначала это были небольшие «контрольные» платежи, чтобы проверить надежность схемы и бдительность московского начальства. Небольшую часть облигаций по завышенной цене у брокера купил банк Snoras. Сделка состоялась при использовании счетов в банке Norvik. Все получилось. Через пару недель по счетам потекли миллионы.
В итоге за ценные бумаги Аргентины стоимостью 53 млн долларов «Открытие» заплатило в 3 раза больше — 213 млн долларов. Как считает фонд, 160 миллионов ушли мошенникам.
Следователи, нанятые «Открытием» считают, что украденные деньги путешествовали по разным банковским счетам, пока не осели на счету в Latvijas Krājbanka предприятия зарегистрированного на Багамах Gemini Investment Fund. Далее деньги перечисляли на счета по всему миру (связанные с едлом предприятия — Gemini Investment Fund; DIVA Consulting; Taurus Asset Management Fund; Gemini Advisors; Plazmexon Investments; Lion Investment Fund).
Троица перед арестом поняла, что назревает беда. Поэтому стала стремительно деньги тратить. так, 3 миллиона были потрачены на драгоценности в магазине эксклюзивных ювелирных украшений CHATILA. Они покупали недвижимость в Лондоне, Швейцарии, Италии. Махинаторы пополнили свои автопарки антикварными машинами Ferrari, Jaguar, Aston Martin и Mercedes.
Супруга одного из троих — Руслана Пинаева — гражданка Латвии Мария Коварская. С прошлого года она здесь больше не живет, но имущество осталось. Поэтому в Латвию направляют запросы об аресте квартиры в центре Риги и ценностей в ней. Впрочем, адвокат Коварской Алдис Гобземс отрицает связь своей клиентки со следствием по делам «Открытия».
— Мою клиентку вмешивают в дела только по одной формальной причине: она жена одного из ответчиков в Лондонском суде. Поэтому и пытаются заморозить её активы, — говорит г-н Гобземс.
Но это ещё не все. В материалах дела появились не совсем понятные показания о сделке между Пинаевым и неким мистером Петровым. Речь идет о платеже с целью облегчить процесс приватизации в Рижском самоуправлении. Точная сумма не называется. Но у какого-то из латвийских ювелиров приобретаются часы за 128 000 долларов. Эти часы, как сказано в материалах дела, далее передали мистеру Петрову. В деле упоминается и некий мистер Слобин из Рижского свободного порта. Журналисты попытались задать вопросы об этих часах председателю правления порта Андрису Америксу, но он время на интервью не нашел.
Чем у нас известно «Открытие»
Этот фонд пытался совершить несколько сделок в Латвии. Так, два года назад он намеревался приобрести латвийский банк GE Money. Однако Комиссия рынков финансов и капиталов (FKTK) сделку остановило. Официальных пояснений не было, а неофициально говорилось о непрозрачной структуре владельцев «Открытия». Фонд также выказывал интерес и к банку Citadele.
Весной прошлого года корпорация предлагала план санации Krājbanka. При этом фонд отрицал, что делает это для того, чтобы помочь Антоновым. План в итоге не был принят.
Сейчас в полиции, прокуратуры или FKTK нет сведений о расследовании в Латвии дел, связанных с махинациями в фонде «Открытие».