И вот — г-жа Хейденберга под судом. Свою вину обвиняемая так и не признала. На этой неделе суд вынес приговор - бывшую главу Царникавской волости за мошенничество признали виновной и наказали реальным тюремным заключением сроком на 2,5 года без конфискации имущества.
В чём она обвинялась
Дзинтра Хейденберга (на фото справа) была первым председателем Царникавской волости, выбранным 16-ю депутатами первого созыва думы в 1992 году. Последнее местожительство дамы — Юрмала. Она покинула жилье еще в декабре 2012 года и отправилась в неизвестном направлении. В итоге очевидцы сообщили, что искать её стоит в Юрмале. Там её и обнаружили.
Сейчас бывшая чиновница находится под стражей. В суд Центрального района Риги, где шёл суд, обвиняемую конвоировали как настоящую преступницу – в наручниках. Несмотря на это Хейденберга держалась уверенно, охотно задавала вопросы свидетелям и комментировала их. В общем, выражала свое мнение.
Как указано в обвинении, Дзинтра Хейденберга в 1998 и 1999 годах попыталась провести несколько афер с недвижимостью, притворяясь маклером. Своих жертв она «кинула» на крупные суммы денег. Так чтосудили её за мошенничество в крупных размерах – всего ей вменяли 3 эпизода.
Церковный кидок
По версии следствия, обвиняемая сумела обмануть и представителей церкви. Рассмотрим же этот эпизод чуть подробнее, чтобы оценить позиции сторон.
Как рассказал в суде свидетель Имант С., проработавший в Латвийской апостольской церкви с 1993 до 1999 года, события 15-летней давности разворачивались следующим образом:
— В мае 1999 года мы вместе с пастором и президентом Апостольской церкви Латвии Антоном Коношоноком после нескольких звонков пришли в маклерское бюро, в котором работала Дзинтра Хейденберга, чтобы решить вопрос с приобретением недвижимости для нужд церкви.
Речь шла о земельном участке в Риге на улице Дзербенес, 3 (сейчас там, на перекрёстке с улицей Бривибас, расположен автоцентр Subaru – прим. ред.). Об этом земельном участке мы узнали из объявления в газете. Насколько мне было известно, у данной земли было два владельца, но нам их не представили, на встрече была лишь Дзинтра с помощницей. Это были другие времена, мы не успели составить и подписать полноценный договор, всё было на устных договорённостях. Позже вместе с помощницей Арией Цериней Дзинтра составила шесть договоров, но ни один нас не устроил.
Со слов свидетеля, Дзинтра Хейденберга чётко обозначила цену на свои услуги: за продажу чужой земли она хотела получить с потенциальных покупателей от 2000 до 2500 латов. И, поскольку участок был удачно расположен, клиенты согласились, поверив ей на слово.
— У церкви уже был заверенный архитекторами план на застройку этой земли, там должны были построить церковь. Антон Коношонок в первый раз заплатил Хейденберге 522 лата, на второй встрече он передал ей 1700 латов. Однако потом дело застопорилось и маклер пропала вместе с деньгами. Её все искали. Но деньги церкви так никто и не вернул.
— После того случая мои отношения с апостольской цервью тоже закончились, я больше у них не работаю, — подытожил свидетель.
Владельцы земли: «Мы пострадали только морально»
В качестве свидетеля в суд был приглашён один из бывших владельцев злополучного куска земли на улице Дзербенес – Андрис Зариньш. Но, по состоянию здоровья он явиться не смог, поэтому судья Дзенис распорядился зачитать его показания.
— Мы с братом были прямыми наследниками земельного участка в Риге, на лице Дзербенес, 3. Договор с маклером Дзинтрой Хейденбергой был заключён ещё при жизни нашей матери, которая скончалась в 1998 году. Дзинтра взяла на себя обязательство заниматься продажей нашей земли, однако потом пропала. Но через полгода все же объявилась, пообещав найти клиентов для покупки земли. Когда все это затянулось, мы с братом пошли в фирму Rukuts un partneri на улице Сколас – здесь находилось бюро, в котором работала Дзинтра. И владельц бюро пояснил: Дзинтра пропала, кинув нескольких клиентов. Узнав об этом, мы решили разорвать с ней договор. Больше с обвиняемой мы не виделись. От её действий мы пострадали лишь морально.
Помощница экс-мэра: «Она ни с кем не поделилась»
Помимо этого были зачитаны также и показания бывшей помощницы обвиняемой, ныне умершей Арии Церини, которые она давала в 2000 году:
— Я бухгалтер. В конце 90-х я получила сертификат маклера и постепенно начала работать по этой профессии. Я была в курсе этой истории с земельным участком на улице Дзербенес. Цена земли составляла там 25 долларов за кв. метр. Антон Коношонок заплатил Дзинтре за услуги маклера, но она не поделилась ни со мной, ни со второй помощницей. Я чувствую вину перед этим человеком. Как только получу деньги, сразу заплачу церкви то, что им полагается, — уверяла в ходе слдедствия Ария Цериня.
Однако вскоре свидетельница умерла. И долг так и не был возвращен.
Будет ли апелляция?
Дзинтре Хейденберге вменяли две статьи УЗ Латвии (1-ю и 3-ю части 177 статьи – «мошенничество»), а также 3-ю часть 142 статьи Уголовного кодекса Латвии (который был действителен до 1999 года) – «мошенничество в крупном размере».
Как ранее сообщила kriminal.lv прокурор Зане Паваре, выступающая гособвинителем, в деле фигурировали три эпизода, а пострадавшие хотели взыскать с обвиняемой денежные суммы в размере 310, 7000 и 1784 латов соответственно (в нынешней валюте – 12 939,60 евро).
15 мая суд Центрального района Риги приговорил бывшую председательницу Думы Царникавской волости Дзинтру Хейденбергу к двум с половиной годам реального тюремного заключения без конфискации за мошенничество, сообщили в суде.
В срок наказания будет засчитано время, которое осужденная уже провела в заключении.
Полный приговор суда будет доступен 29 мая и в течение 10 дней его можно будет обжаловать.
Как рассказала представитель суда Лива Тутина, Хейденберга просила суд не применять к ней реальное тюремное заключение, а дать возможность возместить причиненный ущерб. Прокурор же требовала для нее трех с половиной лет тюрьмы.
На фото: здание Апостольской церкви Латвии в Риге на улице Г. Астрас, 2а; полицейское фото обвиняемой.