Ничего удивительного: к виновникам при обвале Maxima подан иск на 100 миллионов. Истцы — это представители более 10 семей, которых по-разному коснулась трагедия: кто-то потерял родителей, кто-то родственника, кто-то получил под завалами травму.
Кого они считают ответственными за трагедию в торговом центре: Maxima Latvija, строительную компанию Re&Re, владельца разрушившегося здания Tineo, девелопера проекта Homburg Zolitude и Рижскую думу.
Самый вежливый... истец
Начнем все же с «человеческого фактора», чтобы оценить цинизм ситуации.
Один из истцов — 24-летний Мартиньш, который не так давно получил титул «Самого вежливого продавца”. Парень наверняка гордился, когда получил это звание по месту работы — в золитудской Maxima. Но две недели назад это самое место работы погребло парня живьем. Под завалами обрушившегося торгового центра он провел 9 часов и был последним, кого спасатели извлекли живым.
Впрочем парню, можно сказать, повезло: он не только выжил, но и не лишился ни рук, ни ног. И хотя получил переломы всех конечностей, а также травму головы, будем надеяться, что он сумеет пережить обвал без инвалидности.
Мартиньш уже пришел в сознание, его состояние врачи оценивают как тяжелое, но стабильное. Сейчас он продолжает лечение, а его мать молится за выздоровление сына. И призывает всех верующих помолиться за это вместе с ней.
Мартиньш стал одним из тех, от чьего имени известные латвийские адвокаты Алдис Гобземс и Алдис Алликс подали иск на 100 миллионов латов. Иск к тем, кого пострадавшие считают ответственными за трагедию в торговом центре. Как уже сказано выше, это компании Maxima Latvija, Re&Re, Tineo, Homburg Zolitude и Рижская дума.
«С ними иначе нельзя»
— Сумма в 100 миллионов пока не окончательная. Заявителей будет больше, — уверен адвокат Гобземс. – Я сейчас получаю звонки, мейлы от других пострадавших.
По мнению защитника, что итоговая сумма иска может достичь и миллиарда латов.
— Сумма в 100 миллионов на первый взгляд кажется очень большой. Но давайте несколько углубимся в этот вопрос...
Защитник предлагает оценить ситуацию в целом: прибыль за год у одной группы Maxima — примерно 80 миллионов в год. Прибыль только Maxima Latvij составляет 14 миллионов. И, если посмотреть на мировую судебную практику, то в таких ситуациях совершенно нормально требовать взыскания прибыли за 5-10 лет. Почему? Так ведь ответственные за трагедию люди не понимают по-другому. Они понимают только язык денег.
— Вот на этом языке мы и будем с ними говорить.
«На потерпевших уже начали давить»
А теперь о довольно грязных методах воздействия на истцов.
Имена своих клиентов адвокаты не называют еще и вот почему: на потерпевших уже начали давить.
— Мы не знаем, кто эти люди и кого представляют. Но с потерпевшими встречаются, их запугивают, убеждают ничего не делать, ничего не говорить, — заявил г-н Гобземс. – Виновные хотят отделаться какими-то небольшими деньгами. Но мы просим оставить людей, которые и так сейчас в шоке, в покое.
По словам адвоката, в случае попыток подобного давления, жертвы обвала могут обращаться к нему. Он постарается помочь.
А если иск не примут?
Иск должен быть принят или не принят в нынешний четверг. Однако адвокат допускает, что сначала его «отбортуют».
— Возможно, в документе найдут какие-то технические ошибки, и его могут не принять с первого раза. Но в этом нет ничего страшного. Такое случается не в первый, и не в последний раз.
Впрочем, податели иска настаивают, что пойдут до конца:
— Если, к примеру, иск против Рижской думы будет отклонен, исковое заявление будет подано уже против конкретных должностных лиц. А если требования к компаниям будут отклонены, мы выдвинем иски против их владельцев и бенефициариев. И, наконец, если же отклонят иски против, как мы считаем, виновных юридических и физических лиц — мы подадим иск против Латвийского государства и призовем Латвию подать иск против Литовского государства.
Сколько ждать решения суда?
Корр. — Не секрет, что в делах такого рода ответчики просят отложить рассмотрение дела до окончания уголовного дела. И, таким образом, вопрос о компенсации затягивается на годы. Как было, например, с жертвами Талсинской трагедии. Весь процесс продлился 16 лет...
— Это так. Но у нас есть такой аргумент: в уголовном деле рассматривается вопрос кто конкретно из физических лиц виновен в этой ситуации. В гражданском же иске ответственность ложится на юридические лица. Наши процессуальные документы составлены таким образом, что ответчики будут сами между собой разбираться, кто виноват в том или другом. Не наше дело выяснять, кто конкретно копал яму, но все ответчики солидарно виноваты перед пострадавшими.
О длительности будущего процесса г-н Гобземс говорит так:
– Конечно, нужно менять всю практику. Это неправильно, что процессы у нас длятся годами. Этот иск мы попросим ускорить и рассматривать не через годы, а через месяц.
Что касается уголовного следствия, то защитник высказывается критично:
– Думаю, что полиция и представители прокуратуры уже несколько важных вещей упустили. Почему до сих пор никто не задержан? В принципе, нужно было проводить задержания и обыск в тот же вечер. Ведь что делает полиция в деле об убийстве? Задерживает предполагаемого виновника, а потом уже смотрит: есть ли вина.
В этом случае, если полиция и прокуратура не может справиться с этим делом, мы можем и государству предложить бесплатную помощь... У нас ведь уже больше 10 адвокатов, которые готовы представлять интересы пострадавших от обвала в Maxima. Думаю, что мы можем помочь составить документы, у нас уже есть идеи.
А пошлина?
Юристы подчеркивают: жертвам трагедии не придется платить госпошлину по такому «дорогому» делу.
— С жертв не возьмут ни сантима, ни цента, — поясняет защита.
Работу таких известных и недешевых адвокатов жертвам трагедии тоже не придется оплачивать. Как пояснили сами юристы, их работу вызвался оплатить Гиртс Целайс — владелец ночного клуба Ego Club. Этот бизнесмен решил помочь добровольно и сейчас призывает других неравнодушных присоединиться к его инициативе.
— Могу сказать только «спасибо» тем, кто хочет помочь, — говорит Алдис Гобземс. – Звонят и поддерживают очень многие.
«А вам зачем это надо?»
Обвинения в «пиаре на трагедии» уже звучали — не верят у нас людям в костюмах. На это адвокат Гобземс отвечает так:
– Что я могу сказать: не смотрите на слова, смотрите на дела. В этом деле есть два аспекта: с одной стороны — интересы пострадавших, с другой стороны — вопрос ответственности. В нашей стране вообще никто ни за что не отвечает. Это ненормально. Поэтому мы создали движение «Не будь равнодушен, будь ответственен».
В Америке можно упасть в «Макдональдсе» и выиграть иска на полтора-два миллиона долларов. Большие иски против больших компаний — это нормально. Только так их можно заставить работать на людей. Нам надо это понять и менять систему.
* * *
Семьи погибших получат пособия от государства только летом
Тем временем правительство одобрило выплату единовременного пособия жертвам трагедии в рижском микрорайоне Золитуде. Как и сообщалось ранее, пострадавшим, получившим неотложную медицинскую помощь или госпитализированным, выплатят по 5000 латов каждому, а родственникам погибших — по 10 000 латов за каждого погибшего члена семьи.
Заявления на пособие нужно подать в Государственное агентство социального страхования (VSAA) до 1 июня 2014 года.
Чтобы VSAA могло проверить, все ли пострадавшие от трагедии подали заявления, а также убедиться, что пособия получат те, кому они полагаются, к рассмотрению заявлений приступят только после 1 июня 2014 года. Выплатить пособия обещают в течении двух месяцев, то есть не раньше августа-сентября.
Как сообщалось, 21 ноября в результате обрушения кровли магазина Maxima погибли 54 человека, десятки людей были доставлены в больницу.